Исходное состояние
Порядок и формы представления отчетности о деятельности ГУП утверждён постановлением Правительства Ярославской области от 18.12.2007 N 679-а "О мерах по повышению эффективности использования государственного имущества, закреплённого на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями Ярославской области". В числе прочих показателей в отчёте отражаются данные о состоянии кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
По итогам года вместе с отчётом представляется доклад о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в котором отражаются, например, структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продукции; достижение утверждённых основных экономических показателей деятельности предприятия; реализация мероприятий по недопущению банкротства предприятия; данные об использовании прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; утверждённые основные экономические показатели деятельности предприятия на очередной год.
Мониторинг показателей экономической эффективности деятельности ГУП позволяет выявлять убыточные по своему основному виду деятельности или в целом нерентабельные организации, которые будут подлежать трансформации (приватизации, преобразованию в бюджетную организацию, укрупнению, слиянию, ликвидации и прочее). В том числе проводится сравнительный анализ результатов деятельности ГУП с результатами деятельности частных предприятий.
Оценка основных показателей деятельности государственных ГУП по сравнению с частными организациями и предприятиями, проведенная в 2008 году, показала, что ГУП занимают достаточно небольшую долю в экономике Ярославской области. Так, общая среднесписочная численность всех ГУП по сравнению с общей среднесписочной численностью частных предприятий и организаций за период 2005-2008 годов постепенно снижается с 1,36 процента (в 2005 году) до 1,16 процента (в 2008 году). При этом количество работников ГУП и частных предприятий и организаций сокращается.
Основная проблема в управлении ГУП заключается в том, что отсутствуют формализованные критерии для оценки эффективности их деятельности. В результате не представляется возможным оценить целесообразность сохранения существующей отраслевой структуры ГУП и выявить отрасли, где создание ГУП будет оправданным экономически и с точки зрения содействия развитию Ярославской области.
План реформирования
В целях повышения эффективности деятельности ГУП, прозрачности и доступности сведений об их деятельности, а также о собственности Ярославской области в целом, в рамках реформирования будет разработана и утверждена система критериев для оценки целесообразности сохранения или преобразования (ликвидации) ГУП Ярославской области и продажи пакетов акций (долей) хозяйственных обществ, находящихся в собственности Ярославской области, с учетом бюджетной и социальной эффективности их деятельности. При этом в число критериев для оценки должны войти критерии сравнения результатов деятельности ГУП с результатами деятельности частных предприятий и организаций.
Оценка по данным критериям будет проводиться ежегодно. На её основании будет проводиться анализ целесообразности сохранения или преобразования (ликвидации) ГУП и продажи пакетов акций (долей) хозяйственных обществ, находящихся в собственности Ярославской области, с учётом бюджетной и социальной эффективности в соответствии с утвержденными критериями.
Результаты оценки будут размещаться в сети Интернет.
По итогам реализации мероприятий, связанных с оценкой результатов деятельности ГУП и хозяйственных обществ, находящихся в собственности Ярославской области, ожидается, что не менее 90 процентов ГУП и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Ярославской области, будут удовлетворять критериям, установленным для их сохранения.