Исходное состояние
Вопросы управления государственным долгом урегулированы следующими нормативными правовыми актами Ярославской области:
- законами Ярославской области от 14 февраля 2001 г. N 4-з"О государственно-правовых гарантиях Ярославской области", от 9 ноября 2007 г. N 75-з"О государственных заимствованиях и государственном долге Ярославской области";
- постановлениями Администрации области от 05.03.2007 N 55-а"Об утверждении методики оценки финансового состояния предприятий (организаций) Ярославской области, претендующих на получение государственных гарантий Ярославской области", от 06.02.2008 N 27-а"О порядке и условиях предоставления государственных гарантий Ярославской области";
- приказами департамента финансов Ярославской области от 17.12.2007 N 4"О государственной долговой книге Ярославской области", от 29.12.2007 N 7"Об утверждении Порядка проведения анализа финансового состояния организаций, муниципальных образований Ярославской области, субъектов Российской Федерации, претендующих на получение государственных гарантий Ярославской области", от 23.01.2008 N 2 "О мерах по обеспечению эффективности управления государственным долгом и снижению его уровня", от 17.03.2008 N 17 "О порядке определения и использования долговой емкости областного бюджета", от 19.03.2008 N 18 "Об утверждении Порядка привлечения заемных средств в бюджет", от 28.10.2008 N 145 "Об утверждении методик расчета долговой нагрузки на областной бюджет и возможного привлечения новых долговых обязательств";
- программами государственных внутренних заимствований Ярославской области и государственных гарантий Ярославской области.
Уровень государственного долга с 2005 года по 2008 год возрос на 11,7 процентного пункта и составил за 2007 год 46,8 процента. Однако в 2008 году ситуация изменилась и уровень долга за 11 месяцев текущего года к плановым доходам без безвозмездных перечислений на 2008 год стал на 5,9 процентного пункта ниже.
По состоянию на 01.01.2009 объём государственного долга планируется в сумме 8,8 млрд. рублей, то есть уровень долга к плановым доходам бюджета может снизиться до 40,9 процента по сравнению 01.01.2008.
Увеличение объёма долга в 2006-2007 годах связано с принятием бюджетов с дефицитом, прежде всего с целью увеличения расходов области капитального характера. Например, осуществлялось финансирование строительства обхода города Ярославля с мостом через реку Волгу, целевых программ развития телекоммуникационных сетей в сельской местности, сети автомобильных дорог общего пользования Ярославской области, подготовки к 1000-летию города Ярославля.
Расходы на обслуживание государственного долга, несмотря на рост в абсолютной величине, в процентном отношении практически остаются на одном уровне.
Структура долга на начало текущего года являлась оптимальной - доля рыночных заимствований возросла до 78 процентов. В результате имелась возможность обеспечивать более равномерную долговую нагрузку на бюджет, чему способствовали также выпуски государственных облигаций Ярославской области с амортизацией долга, а также снижение стоимости обслуживания. Однако в связи с финансовым кризисом ситуация меняется: практически отсутствует возможность разместить облигации субъектов Российской Федерации и вместо этого вида заимствований привлекаются более краткосрочные кредиты кредитных организаций.
Все показатели, характеризующие государственный долг, находятся в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
План реформирования
В целях повышения качества управления государственным долгом Ярославской области необходимо изменить применяемые механизмы планирования долговых заимствований, в частности, доработать методику расчета объёма возможного привлечения новых долговых обязательств с учётом их влияния на долговую нагрузку (долговую ёмкость) бюджета Ярославской области.
Для этого в первую очередь предстоит переработать методику расчёта долговой нагрузки на бюджет (долговой ёмкости бюджета) с учётом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период.
После разработки и утверждения указанные методики будут применяться при формировании проекта областного бюджета в части, касающейся государственного долга Ярославской области, а также при осуществлении операций по размещению займов и привлечению кредитов с целью контроля долговой нагрузки на бюджет.
Для повышения прозрачности долговых операций и придания данным о долговых обязательствах Ярославской области публичного характера информация о них размещается на сайте департамента финансов.
По итогам реализации мероприятий ожидается, что с 2009 года все долговые операции будут проводиться с соблюдением требований утверждённых методик.