Традиционно применяющиеся в Ярославской области подходы к организации бюджетного процесса и планированию деятельности органов государственной власти в определённой степени ограничивают возможности для реализации потенциала и достижения стратегических целей и задач развития Ярославской области, поэтому требуют перестройки.
Реализация Программы реформирования будет направлена в первую очередь на преодоление слабых сторон существующей системы управления областными финансами, выявленных в ходе ее оценки. К их числу относятся:
- недостаточное использование механизмов средне- и долгосрочного планирования деятельности и планирования бюджетных расходов;
- отсутствие чётких критериев результативности работы органов исполнительной власти Ярославской области (далее также ОИВ) и оценки качества их работы, отсутствие привязки бюджетного финансирования к результатам достижения поставленных целей и задач ОИВ;
- недостаточный учёт потребности в государственных услугах при планировании деятельности и планировании бюджетных расходов, отсутствие стандартов качества государственных услуг;
- отсутствие механизмов управления кредиторской задолженностью областного бюджета;
- недостаточная эффективность механизма управления налоговыми льготами;
- недостаточная эффективность использования имущества, находящегося в собственности Ярославской области;
- недостаточная ориентированность межбюджетных отношений на вовлечение муниципальных образований в реализацию стратегических целей и задач Ярославской области;
- недостаточная прозрачность деятельности органов государственной власти для населения области.
Перечисленные слабые стороны являются проблемами региональных финансов, которые предлагается разрешить в рамках Программы реформирования.
Успешной реализации необходимых изменений в региональных финансах будут сопутствовать следующие факторы (сильные стороны):
- наличие политической воли к изменению существующей системы финансов региона и повышению её эффективности;
- наличие необходимой ресурсной базы для реализации намеченных преобразований;
- наличие высококвалифицированных кадров, которые будут вовлечены в реализацию мероприятий по реформированию финансов;
- наличие желания у областных органов государственной власти повысить результативность своей деятельности и содействовать реформированию финансов.
Реализация реформы связана со следующим рисками (угрозами):
- отсутствие единой и всеми разделяемой картины необходимых изменений;
- трудности с определением оптимального распределения ресурсов (человеческих, временных, финансовых) между решением новых задач по реформированию и выполнением текущей деятельности в органах государственной власти - участниках Программы реформирования;
- отсутствие необходимой нормативной правовой базы, пробелы федерального законодательства по ряду вопросов, которые должны быть решены при реформировании системы управления.
Для преодоления выявленных рисков необходимо участие всех ОИВ в выработке подходов к возможным решениям и способам увязки этих решений между собой. Необходимым условием является создание рабочей группы по вопросам реализации изменений, в которую войдут представители всех ОИВ. Активное вовлечение широкого круга участников в процесс проработки плана реформирования и обсуждение новых возможностей, приобретаемых областью в результате преобразований, позволит создать у всех участников процесса реформирования мотивацию, необходимую для решения новых задач и обеспечит этим задачам высокий уровень приоритетности.
Для преодоления угроз, связанных с недостаточным нормативным правовым обеспечением реформ, ответственным исполнителям мероприятий по реформированию целесообразно проводить консультации с федеральными органами исполнительной власти по вопросам, которые находятся в их компетенции и не урегулированы законодательно. В случае принятия на федеральном уровне нормативных правовых актов или методических документов, регулирующих порядок решения новых задач, указанные документы будут учитываться в работе.
Реализации мероприятий Программы реформирования будут способствовать следующие возможности:
- использование достижений лучшей практики других регионов России и международного опыта повышения эффективности государственного управления;
- возможность получения софинансирования из федерального бюджета на реализацию мероприятий по реформированию региональных финансов Ярославской области;
- постоянно развивающиеся информационные технологии, применяемые в государственном управлении, включая управление финансами региона.
При реализации мероприятий Программы реформирования её участники смогут опираться на лучшую практику российских регионов, которые уже внедрили у себя БОР, учесть их недоработки и избежать повторения ошибок. Этот существенный позитивный фактор позволит выработать решения, требуемые для Ярославской области.
Постоянно развивающиеся информационные технологии позволят автоматизировать разрабатываемые в рамках Программы реформирования решения, что облегчит их практическое применение органами государственной власти Ярославской области.