Исходное состояние
Одним из важных инструментов координации усилий органов власти регионального и муниципального уровней является система межбюджетных отношений. Эффективность и результативность финансовой помощи муниципальным образованиям имеют крайне важное значение для областного бюджета и для развития региона в целом. На сегодняшний день правила и принципы межбюджетной поддержки муниципальных образований в недостаточной степени ориентируют получателей этой поддержки на реализацию стоящих перед областью целей и задач.
Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям Ярославской области составляет около половины расходов областного бюджета, поэтому повышение эффективности их расходования муниципальными образованиями является одной из важнейших задач реформы. В структуре межбюджетных трансфертов дотации составляют около 10 процентов, субсидии - 30-40 процентов, субвенции - 50-60 процентов.
Формирование областного бюджета в 2006-2008 годах, в том числе в части межбюджетных трансфертов, осуществлялось в соответствии с Законом Ярославской области от 19 апреля 2006 г. N 19-з"О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области", в котором определён порядок образования и методика распределения фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) (далее - ФФПМР (ГО)). При этом методика расчёта и распределения дотаций из ФФПМР (ГО) утверждалась законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
Начиная с 2009 года межбюджетные отношения в Ярославской области регулирует Закон Ярославской области от 7 октября 2008 г. N 40-з"О межбюджетных отношениях", который разработан с учётом новых положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, внесённых Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". Указанным законом Ярославской области установлены порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из областного и местных бюджетов, порядок определения объёма районного фонда финансовой поддержки поселений, а также порядки и методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований области с различных уровней бюджетной системы.
Расчёт и распределение дотаций из ФФПМР (ГО) между муниципальными образованиями области осуществляется в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации исходя из численности населения и бюджетной обеспеченности. Регулярно по итогам отчётного года проводится оценка фактической бюджетной обеспеченности и её отклонение от расчётного показателя. За период с 2005 по 2008 год соотношение по показателю расчетной бюджетной обеспеченности после выравнивания между муниципальными образованиями с наибольшим и наименьшим значениями снизилось с 1,56 раза (2005 год) до 1,36 раза (2008 год). Соотношение по показателю фактической бюджетной обеспеченности после выравнивания сократилось с 2,05 до 1,54 раза, что свидетельствует об эффективной системе выравнивания муниципальных образований области.
Кроме бюджетного выравнивания путём формирования дотаций, в системе межбюджетного регулирования в Ярославской области значительная роль отводится субсидиям. На их долю приходится более 60 процентов от общего объёма финансовой помощи муниципальным образованиям (с учётом дополнительных нормативов и за исключением субвенций). В 2005-2008 годах в методиках расчёта субсидий (при определении уровня софинансирования) не учитывался показатель бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в результате снижалась эффективность указанного вида межбюджетных трансфертов.
С 2009 года в целях повышения эффективности предоставляемых муниципальным образованиям субсидий, в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 09.10.2008 N 523-п"О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам Ярославской области" решение о выделении субсидий будет приниматься при условии содержания в методике предоставления и распределения субсидии ряда требований, в том числе: целевое назначение; размер софинансирования расходного обязательства за счёт средств областного бюджета в отношении каждого муниципального образования с описанием подходов к его определению (в том числе от бюджетной обеспеченности); требования к повышению качества и доступности муниципальных услуг в отношении субсидии; критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий; показатели результативности и эффективности использования субсидии; порядок оценки результативности и эффективности использования субсидии и другие.
Субвенции из фонда компенсаций Ярославской области предоставляются в соответствии с требованиями, установленными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и регионального бюджетного законодательства, распределяются и расходуются на основании единых для каждого вида субвенции методик, утверждаемых соответствующими законами Ярославской области о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями. Субвенции, финансирование которых осуществляется за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, расходуются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Ярославской области для каждого вида субвенции.
План реформирования
В целях дальнейшего повышения эффективности использования финансовой помощи планируется:
продолжить работу по оценке уровня фактической бюджетной обеспеченности муниципальных образований и анализу её отклонений от расчётной бюджетной обеспеченности, определяемой при распределении дотаций на выравнивание;
разработать и утвердить необходимые методики предоставления и распределения субсидий в соответствии с требованиями постановления Правительства Ярославской области от 09.10.2008 N 523-п"О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам Ярославской области";
провести анализ существующих методик распределения субсидий и субвенций на предмет наличия в них условий предоставления и требований к результатам, после чего внести соответствующие изменения в существующие нормативные правовые акты.
Методики (проекты методик) расчётов и результатов распределения и предоставления межбюджетных трансфертов будут публиковаться в СМИ и размещаться в сети Интернет.
По итогам реализации Программы реформирования планируется сохранить достигнутый уровень эффективности межбюджетного выравнивания (разрыв между фактической бюджетной обеспеченностью самого высокообеспеченного и низкообеспеченного муниципального образования области не должен превышать двух раз), а также значительно повысить эффективность и результативность предоставляемых субсидий и субвенций.