Исходное состояние
В рамках реализации мероприятий административной реформы в Ярославской области ведётся работа по регламентации государственных функций и услуг. Однако этот процесс не затрагивает услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями в социальной сфере. Кроме того, пока отсутствует единое понимание подходов к требованиям качества услуг (структура, степень детализации, цель разработки и пр.) При этом важно учитывать наличие большого объёма нормативных правовых актов для формирования требований к качеству государственных услуг, к которому можно отнести и существующую систему отраслевых стандартов, и проводимые мероприятия по упорядочению деятельности бюджетной сети в рамках реформы здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы.
"Узким местом" при решении поставленной задачи является отсутствие полноценной методической базы для разработки требований к качеству.
План реформирования
Установление требований к качеству направлено на решение двух ключевых вопросов в рамках перехода на управление по результатам:
установление системы правил для поставщиков услуг (государственных и негосударственных);
формирование базы для расчета стоимости государственных услуг в целях планирования бюджетных ассигнований.
Установление таких правил для поставщиков бюджетных услуг означает чёткое определение их ответственности за своевременное предоставление государственной услуги её получателю в требуемом объёме и надлежащего качества. Реализация этих правил будет обеспечиваться двумя инструментами: стандартами качества и государственными заданиями. Это позволит реализовать механизм контроля качества государственных услуг, объективно оценивать стоимость единицы результата для каждого поставщика государственных услуг и принимать текущие управленческие решения на уровне субъекта бюджетного планирования.
Расчёт стоимости государственной услуги на основе требований к качеству является необходимым шагом для перехода на финансирование по результатам. Применение требований к качеству позволит перейти от индексирования расходов отчётного года к финансированию исходя из требований, необходимых для достижения запланированного результата.
Приоритетной задачей реализации Программы реформирования, требующей решения в самое ближайшее время, должно стать формирование методической базы разработки требований к качеству государственных услуг. После решения данной задачи станет возможным разработка нормативов стоимости бюджетных услуг. Планируется, что результаты проведённой работы позволят начать практическое использование разработанных подходов и процедур при формировании бюджета на 2010-2012 годы.
По результатам реализации Программы реформирования ожидается, что по всем предоставляемым государственным услугам будут сформулированы и доведены до сведения потребителей требования к качеству предоставления услуг, и не менее 80 процентов государственных услуг будут соответствовать требованиям к качеству.