Исходное состояние
Планирование деятельности ОИВ, а также определение объёма и структуры бюджетных расходов на обеспечение деятельности бюджетных учреждений в недостаточной мере увязывается с оценкой потребности в объёмах, инфраструктуре предоставления и качестве государственных услуг.
Текущая практика бюджетного планирования и финансирования направлена на содержание сложившейся сети бюджетных учреждений независимо от того, востребованы их услуги или нет, а также независимо от качества оказываемых услуг и степени удовлетворенности потребителей услуг результатами работы учреждений и органов государственной власти.
Это ведет к тому, что сегодня невозможно достоверно оценить, какие социально значимые государственные услуги и в каком объёме необходимо оказать, каковы потребности развития инфраструктуры оказания государственных услуг, какие действия необходимо предпринять субъектам бюджетного планирования и бюджетным учреждениям для повышения удовлетворенности потребителей предоставляемыми им государственными услугами.
Отсутствует единое понимание терминов государственных и муниципальных услуг, понимание отличия услуг, оказываемых органами государственной власти и услуг, оказываемых бюджетными учреждениями и ГУП, отличия государственных услуг от государственных функций.
Такое положение сопровождается отсутствием единой комплексной системы оценки потребности в государственных услугах, а также недостаточной эффективностью системы контроля качества оказываемых государственных услуг (в том числе отсутствием стандартов качества).
План реформирования
Для решения указанных проблем необходимо формирование реестра государственных услуг, установление требований к качеству предоставления государственных услуг и нормативов стоимости услуги.
Одним из ключевых направлений реформирования региональных финансов является переход от финансирования сети бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных услуг. Решение этой задачи невозможно без формирования у ОИВ чёткого понимания, какие услуги и в каком объёме должны и могут оказываться населению области, каковы требования к содержанию, процессу и результатам оказания этих услуг. Требует решения и задача формирования системы мониторинга потребности населения в бюджетных услугах, анализа соответствия существующих мощностей социальной инфраструктуры области этой потребности и выявления "узких мест". Перед органами государственной власти также стоит задача анализа удовлетворённости внешних и внутренних потребителей качеством оказываемых им государственных услуг.
Таким образом, на первом этапе реализации Программы реформирования по данному направлению должен быть разработан и утвержден механизм оценки потребности в государственных услугах (раздельно по видам услуг, предоставляемым органами государственной власти и бюджетными учреждениями в области образования, здравоохранения, культуры и социальной политики, а также в других сферах планирования), сформирована база для осуществления стоимостной оценки данной потребности. Кроме того, должен быть сформирован механизм учёта результатов оценки потребности в государственных услугах при формировании проекта бюджета, в том числе через ВЦП, с определением объема и структуры государственных заданий на предоставление услуг сетью бюджетных учреждений и негосударственными поставщиками.
Указанные меры позволят существенно повысить качество бюджетного планирования и результативность деятельности органов государственной власти и в максимальной степени приблизить фактические объемы предоставленных бюджетных услуг в натуральном и стоимостном выражении к уровню потребности в предоставлении услуг (отклонение не должно превысить 15 процентов).