Действующий

Об областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008-2011 годы

5. АНАЛИЗ РИСКОВ И ОЦЕНКА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ К ВОЗДЕЙСТВИЮ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ


Реализация запланированных преобразований сопряжена с рядом рисков, проистекающих как из характеристик и особенностей внутренней среды для выполнения поставленных задач, так и из внешних условий, в которых предстоит действовать исполнителям и участникам Программы реформирования.

К рискам внешнего характера следует отнести отсутствие необходимой нормативной правовой базы и пробелы в федеральном законодательстве по ряду вопросов, которые должны быть решены при реализации Программы реформирования. Кроме того, определенные риски могут быть связаны с недостаточностью финансовых ресурсов для реализации мероприятий Программы реформирования в случае неполучения субсидий на реформирование из федерального бюджета, а также при ухудшении ситуации с устойчивостью и сбалансированностью областного бюджета в условиях экономического спада.

К числу внутренних рисков относятся отсутствие единой и всеми разделяемой картины необходимых изменений, а также затруднения с адекватным распределением ресурсов (трудовых, финансовых и материальных) между задачами по реформированию и выполнением текущей деятельности в органах исполнительной власти - исполнителях мероприятий Программы реформирования.

При реализации мероприятий по направлениям Программы реформирования указанные риски могут в разной степени воздействовать на ход реализации поставленных задач и получаемые результаты, что может негативно повлиять на реализацию основных задач реформирования.

В частности, в ходе реализации задачи "Совершенствование бюджетного процесса и внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат" возникают следующие риски:

- отсутствие единого видения в отношении форм и методов развёртывания Стратегии и Программы социального и экономического развития Ярославской области и создания системы целеполагания может воспрепятствовать реализации указанной задачи в запланированные сжатые сроки (сильное влияние);

- практическая реализация разработанного порядка среднесрочного планирования бюджета на принципах "скользящей трёхлетки" может быть существенно затруднена в условиях неопределенности исполнения доходной части бюджета, ограничения доступа к кредитным ресурсам и других негативных тенденций, связанных с кризисными явлениями в экономике (сильное влияние);

- темпы разработки и внедрения программного обеспечения для автоматизации процесса планирования областного бюджета с учётом принципов БОР могут замедлиться в случае неполучения субсидий на реформирование из федерального бюджета (сильное влияние);

- отсутствие единых подходов к изменению порядка и принципов формирования трехлетнего бюджета и планирования бюджетных ассигнований, а также недостаточная обеспеченность нормативными правовыми актами по данному вопросу могут затруднить реализацию мероприятий по внедрению среднесрочного БОР и повышению обоснованности планирования бюджетных расходов (среднее влияние);

- необходимость вовлечения широкого круга исполнителей и участников Программы реформирования в решение задач оценки эффективности и результативности реализации ОЦП и ВЦП может вызвать проблемы распределения ресурсов между задачами по реформированию и выполнением текущей деятельности (среднее влияние);

- трудоёмкость работ по анализу расходных обязательств и определению обоснованного объема бюджетных ассигнований на их выполнение может создать ресурсные проблемы (слабое влияние).

В ходе реализации задачи "Совершенствование системы предоставления государственных услуг" возникают следующие риски:

- отсутствие единого понимания терминов государственных и муниципальных услуг, понимания отличия услуг, оказываемых органами государственной власти, и услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, отличия государственных услуг от государственных функций, может затруднить работу по формированию реестра государственных услуг, созданию системы учёта потребности в государственных услугах, а также разработку требований к качеству государственных услуг (сильное влияние);

- высокая трудоёмкость указанных работ может создать ресурсные проблемы (сильное влияние);

- различие подходов и точек зрения по вопросу внедрения новых форм оказания государственных услуг, вовлечения в этот процесс автономных учреждений и частных организаций может затруднить реализацию мероприятий в данном направлении (сильное влияние);

- стандартизация государственных услуг и внедрение новых форм оказания государственных услуг может усложниться в результате воздействия кризисных явлений и необходимости сохранения и поддержания социальной инфраструктуры в условиях недостаточности бюджетных ресурсов (среднее влияние);

- недостаточность и противоречивость нормативной правовой и методической базы по вопросам стандартизации государственных услуг, по вопросам оценки целесообразности оказания государственных услуг небюджетными учреждениями, оценки эффективности бюджетных учреждений и целесообразности изменения их организационно-правовой формы могут создать препятствия в реализации соответствующих программных мероприятий (среднее влияние);

- решение задачи автоматизации процесса калькулирования стоимости бюджетных услуг и учёта затрат бюджетных учреждений в разрезе услуг может замедлиться в случае неполучения субсидий на реформирование из федерального бюджета (слабое влияние);

- недостаточность нормативной правовой базы по вопросам формирования государственных заданий, а также отсутствие единого видения структуры и содержания государственных заданий, связи государственных заданий с ВЦП, сложности в организации и осуществлении мониторинга и контроля за реализацией государственных заданий могут затруднить реализацию программных мероприятий (среднее влияние).

В ходе реализации задачи "Повышение эффективности межбюджетных отношений" возникают следующие риски:

- отсутствие единого понимания способов оценки эффективности и результативности использования муниципальными образованиями средств областного бюджета, передаваемых в различных формах межбюджетных трансфертов (среднее влияние);

- высокая трудоёмкость работ, связанных с разработкой методических основ порядка распределения и оценки результатов предоставления финансовой помощи, бюджетных кредитов местным бюджетам, а также оценки качества управления муниципальными финансами, может создать ресурсные проблемы по всем направлениям решения задачи (сильное и среднее влияние);

- реализация запланированных мероприятий по автоматизации бюджетного процесса в муниципальных образованиях и стимулированию реформы муниципальных финансов может замедлиться в случае неполучения субсидий из федерального бюджета (среднее влияние);

- эффективность мер по стимулированию бюджетной реформы на муниципальном уровне может быть снижена в результате негативного воздействия на муниципальные финансы кризисных явлений в экономике (среднее влияние).

В ходе реализации задачи "Повышение качества финансового менеджмента" возникают следующие риски:

- отсутствие единых подходов к построению системы финансового менеджмента (среднее влияние), а также отсутствие нормативной правовой базы по вопросам организации системы финансового менеджмента на уровне ГРБС (сильное влияние) может затруднить реализацию программных мероприятий;

- решение задач по повышению качества планирования временных кассовых разрывов и управления государственным долгом области может быть затруднено в условиях неопределенности исполнения доходной части бюджета, ограничения доступа к кредитным ресурсам и других негативных тенденций, связанных с кризисными явлениями в экономике (среднее влияние);

- решение задачи снижения и ликвидации просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и ГУП может быть серьезно затруднено в условиях негативного воздействия кризисных явлений в экономике (сильное влияние);