Действующий

Об областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008-2011 годы

1.3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым способом


Из вышеперечисленных проблем системы управления региональными финансами следует, что стоящие перед Ярославской областью задачи реформирования носят комплексный характер и требуют для своего решения согласованных действий всех органов государственной власти на региональном уровне.

Необходимо учитывать, что многие задачи, которые должны быть поставлены и решены в масштабах всей системы управления региональными финансами, уже решаются отдельными ОИВ в рамках административной реформы и реформы государственной службы, реализации внутриведомственных целей и задач, имеющих непосредственное отношение к изменениям в системе управления бюджетными финансами. Реформы общественных финансов сложны и болезненны, поскольку, с одной стороны, совмещают в себе объект и субъект преобразования (то есть требуют от органов власти "самореформирования"), а с другой - затрагивают практически весь спектр политических, экономических и социальных интересов и ограничений. Поэтому исключительно важно иметь чёткую и комплексную систему направлений реформирования и показателей результата.

Для придания этой работе системного характера, выработки чётких критериев успеха проводимых изменений целесообразна разработка комплексной Программы реформирования.

Разработка Программы реформирования позволит:

- сформировать достоверную картину существующей системы управления ОИВ, в том числе системы управления областными финансами, выявить и описать её проблемы;

- сформировать целостное видение необходимых изменений, включая направления изменений и ожидаемые результаты работ;

- формализовать требования к решениям, которые должны быть разработаны в ходе реформирования;

- обеспечить логическую взаимосвязь между решениями, которые необходимо будет разработать;

- обеспечить необходимую межведомственную координацию при реализации реформы.

Цели и задачи Программы реформирования должны быть поставлены таким образом, чтобы обеспечивать увязку текущей деятельности органов государственной власти по управлению бюджетными финансами с достижением долгосрочных целей и задач, координацию действий органов власти на региональном и муниципальном уровне, а также прозрачность и измеримость результатов Программы реформирования.

Необходимо отметить, что проблемы региональных финансов могут быть решены иными вариантами, нежели реализация Программы реформирования. Первый вариант заключается в разработке модельных нормативных правовых актов и методических рекомендаций, применение которых должно позволить преодолеть все или часть выявленных проблем. Недостатками данного варианта является отсутствие единого понимания у пользователей этих модельных актов и методических рекомендаций целей их практического применения. Второй вариант заключается в копировании опыта других регионов, которые в той или иной степени добились успехов в реализации бюджетной реформы. Минусом данного варианта является необходимость доработки и переработки таких решений с учетом специфики Ярославской области.

Другими словами, в случае отказа от программно-целевого метода проблемы региональных финансов могут быть решены, но гораздо менее эффективным способом. Во-первых, реализация реформы будет осуществляться гораздо медленнее, если делать это не в соответствии с рекомендуемыми Министерством финансов Российской Федерации направлениями, а исходя из представлений каждого органа власти. Во-вторых, Ярославская область будет лишена возможности претендовать на право получения субсидий из федерального бюджета на реализацию реформы. В-третьих, невозможно будет оценить эффективность и результативность предпринимаемых мер по реформированию финансов. В результате действия органов власти будут разрозненными и не будут увязаны между собой, проблемы не будут решены в комплексе и качество управления региональными финансами может кардинально не улучшиться.