Исходное состояние
Программно-целевой метод планирования расходов бюджета в ОИВ применяется в основном на период один-два года.
В результате у субъектов бюджетного планирования нет чётких ориентиров для целей, задач и объёмов финансирования в среднесрочной перспективе, отсутствует возможность заключения долгосрочных контрактов, возникает разрыв между стратегическими целями и задачами развития Ярославской области, планами деятельности субъектов бюджетного планирования и бюджетными расходами.
Отсутствуют такие инструменты планирования как доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, в недостаточной степени используются ВЦП и ДЦП.
Применение ДЦП в определённой степени сдерживалось существовавшими процедурами принятия, реализации и внесения изменений в областные целевые программы (далее также ОЦП), предусматривавшими утверждение долгосрочных программ в форме закона. А разработка ВЦП начата только осенью 2008 года.
В целом доля расходов областного бюджета в объемах финансирования ОЦП недостаточно велика (в 2008 году - около 10 процентов годовых расходов бюджета). Отсутствие развёрнутой системы целеполагания приводит к тому, что у ОИВ нет чётких критериев оценки результативности и качества, а также к отсутствию привязки бюджетного финансирования к результатам достижения поставленных целей и задач ОИВ.
Существующие механизмы планирования деятельности ОИВ и оценки их результатов во многом ориентированы на сопоставление плановых и фактических расходов ведомств, а также оценку факта выполнения заявленных мероприятий и не предусматривают оценку эффективности работы ОИВ и эффективности бюджетных расходов. Недостаточно проработан механизм перехода от целей и задач стратегического развития Ярославской области к целям, задачам и показателям результата каждого ОИВ.
План реформирования
Для устранения указанных недостатков необходимо усовершенствовать практику разработки и реализации программ. В частности, требуется разработка механизмов перехода от Стратегии развития Ярославской области до 2030 года и Программы социально-экономического развития Ярославской области на среднесрочный период (2008 - 2012 годы), в которых содержатся стратегические ориентиры развития области, к целям и задачам деятельности каждого ОИВ. При этом необходимо проводить ежегодную инвентаризацию целей и задач Стратегии и Программы развития Ярославской области на предмет их отражения в ВЦП, ОЦП, а также ежегодную оценку доли расходов областного бюджета, осуществляемых через ВЦП и ОЦП.
В этом случае органы власти будут располагать источником информации для определения своих целей, задач и показателей деятельности, которые будут использованы при подготовке ими ОЦП и ВЦП.
Для решения поставленной задачи планируется разработать и внести на рассмотрение Правительства Ярославской области поправки в действующие порядки формирования целевых программ с учётом результатов подготовки ВЦП и ОЦП в 2008 году, а также порядок конкурсного распределения бюджета принимаемых обязательств в соответствии с вновь принимаемыми и действующими ВЦП и ОЦП.
Планируется также осуществлять ежегодную оценку результатов реализации ВЦП и ОЦП и доведение до общественности соответствующей информации путём публикации в СМИ и размещения в сети Интернет.
В результате выполнения указанных мероприятий будет сформирована информационная и методическая база, необходимая для полноценного планирования деятельности ОИВ с помощью ОЦП и ВЦП.
Ожидается, что в случае их успешной реализации не менее 50 процентов расходов областного бюджета будут составлять расходы на реализацию ВЦП и ОЦП.