Концепция
областной целевой программы развития сети автомобильных дорог Ярославской области
на 2010 - 2015 годы
1. Описание проблемы и обоснование целесообразности ее решения в рамках областной целевой программы развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010-2015 годы.
Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения (далее - автомобильные дороги регионального значения) обеспечивают внутри- и межрегиональные связи, позволяют осуществлять перевозки грузов и пассажиров за пределы Ярославской области, вследствие чего являются важнейшим элементом социальной и производственной инфраструктуры. Состояние сети автомобильных дорог регионального значения оказывает непосредственное влияние на показатели социального и экономического развития региона.
Общая протяжённость автомобильных дорог, проходящих по территории Ярославской области, включая улично-дорожную сеть населённых пунктов, по состоянию на 01 января 2008 года составила 15641,5 км, в том числе федеральная автомобильная дорога М-8 «Холмогоры» и подъезд к г. Костроме протяжённостью 316,0 км и автомобильные дороги регионального значения общей протяжённостью 6432,5 км. В ведении муниципальных образований находятся автомобильные дороги и улично-дорожная сеть (включая проезды, площади и т.д.) протяжённостью порядка 8165,0 км. Общая протяжённость автомобильных дорог необщего пользования - 728,0 км.
Протяжённость автомобильных дорог регионального значения по типам покрытий:
- с асфальтобетонным покрытием - 4932,6 км (77 процентов);
- с переходным типом покрытия - 960,5 км (15 процентов);
- грунтовые - 539,4 км (8 процентов).
Протяжённость автомобильных дорог регионального значения по техническим категориям:
- I категория - 0 км (0 процентов);
- II категория - 75,9 км (1,2 процента);
- III категория - 338,9 км (5,3 процента);
- IV категория - 4248,3 км (66 процентов);
- V категория - 1230,1 км (19,1 процента);
- без категории - 539,3 км (8,4 процента).
В результате изменения налогового законодательства в 2001 году доля расходов бюджета Ярославской области на дорожное хозяйство резко снизилась, вследствие чего снизились темпы дорожного строительства и капитального ремонта:
- 2002 год: строительство - 1,0 км автомобильных дорог, 1 моста (356 пог. метров), капитальный ремонт - 150,0 км автомобильных дорог, 6 мостов (235 пог. метров);
- 2007 год: строительство - 2,6 км автомобильных дорог, капитальный ремонт - 20,7 км автомобильных дорог, 2 мостов (76 пог. метров).
В результате за последние 10 лет сеть автомобильных дорог регионального значения развивалась низкими темпами: прирост составил только 197,2 км автомобильных дорог с твёрдым покрытием, из которых 80 процентов (158,5 км) построено до 2000 года, вследствие чего 56 процентов населённых пунктов Ярославской области не обеспечены автомобильными дорогами с твёрдым покрытием.
Низкие темпы развития сети автомобильных дорог регионального значения усугубляют проблемы в социальной сфере из-за несвоевременного оказания срочной и профилактической медицинской помощи. Отсутствие подъездов к сельским населённым пунктам по автомобильным дорогам с твёрдым покрытием обусловливает значительные затраты на перевозки по грунтовым автомобильным дорогам, которые в 1,8 - 2,2 раза выше, чем по автомобильным дорогам с твёрдым покрытием.
Для стабильного развития экономики области и обеспечения других регионов транзитными мощностями в производственной логистической цепочке необходимы грузовые перевозки. Такие перевозки осуществляются грузовым транспортом большого тоннажа и предъявляют повышенные требования как к дорогам (качество покрытия, категорийность и пр.), так и к придорожной инфраструктуре (заправочные станции, сервисные службы и т.п.). В настоящее время сеть автомобильных дорог регионального значения не удовлетворяет требованиям для указанных перевозок.
Особое положение занимают перевозки, связанные с развитием туристской деятельности в Ярославской области. Эта сфера услуг становится всё более значимой для экономики региона.
Для обеспечения транспортных связей в международном и межрегиональном сообщении, удовлетворения потребностей населения и хозяйственного комплекса Ярославской области в автомобильных перевозках с наименьшими затратами и повышения потребительских свойств автомобильных дорог необходимо осуществление ряда мероприятий по развитию дорожной сети.
Новые условия требуют от товаропроизводителей и торговых представителей большей оперативности по перевозке грузов, что обосновано необходимостью упрочнения межрайонных и межобластных автотранспортных и торговых связей. Сегодня для реализации внешних транспортных торгово-экономических связей муниципальных районов и содействия развитию соответствующих территорий требуется строительство автомобильных дорог, обеспечивающих кратчайшее расстояние как между соседними муниципальными районами, так и между соседними областями.
Развитие дорожного хозяйства Ярославской области должно основываться на выявлении потенциальной потребности в автомобильных дорогах (количественный и качественный аспекты) на основе прогнозируемых грузопотоков и пассажиропотоков на территории региона. При этом, кроме внутренних факторов (производство товаров в области, перспективные перемещения пассажиров), должны учитываться внешние факторы: место транспортной системы региона в системе автомобильных дорог Российской Федерации, место и роль области как транзитного региона на основных существующих и проектируемых грузовых маршрутах и коридорах северо-запада Европы.
2. Предложения по цели, задачам и срокам реализации областной целевой программы развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010-2015 годы.
Цель областной целевой программы развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010-2015 годы (далее - программа) - развитие сети автомобильных дорог регионального значения, обеспечивающей безопасные перевозки грузов и пассажиров, снижение транспортных издержек в экономике региона.