ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2008 года N 562-п
В целях развития сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ярославской области Правительство области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010-2015 годы.
2. Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области (Масленцев Г.В.) разработать проект областной целевой программы развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010-2015 годы и представить на утверждение в срок до 19 ноября 2008 года.
3. Департаменту финансов Ярославской области (Федоров А.П.) при формировании областного бюджета на 2009-2011 годы предусмотреть выделение средств на финансирование мероприятий областной целевой программы развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010-2015 годы.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Епанешникова А.В.
5. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.А. Вахруков
Концепция
областной целевой программы развития сети автомобильных дорог Ярославской области
на 2010 - 2015 годы
1. Описание проблемы и обоснование целесообразности ее решения в рамках областной целевой программы развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010-2015 годы.
Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения (далее - автомобильные дороги регионального значения) обеспечивают внутри- и межрегиональные связи, позволяют осуществлять перевозки грузов и пассажиров за пределы Ярославской области, вследствие чего являются важнейшим элементом социальной и производственной инфраструктуры. Состояние сети автомобильных дорог регионального значения оказывает непосредственное влияние на показатели социального и экономического развития региона.
Общая протяжённость автомобильных дорог, проходящих по территории Ярославской области, включая улично-дорожную сеть населённых пунктов, по состоянию на 01 января 2008 года составила 15641,5 км, в том числе федеральная автомобильная дорога М-8 «Холмогоры» и подъезд к г. Костроме протяжённостью 316,0 км и автомобильные дороги регионального значения общей протяжённостью 6432,5 км. В ведении муниципальных образований находятся автомобильные дороги и улично-дорожная сеть (включая проезды, площади и т.д.) протяжённостью порядка 8165,0 км. Общая протяжённость автомобильных дорог необщего пользования - 728,0 км.
Протяжённость автомобильных дорог регионального значения по типам покрытий:
- с асфальтобетонным покрытием - 4932,6 км (77 процентов);
- с переходным типом покрытия - 960,5 км (15 процентов);
- грунтовые - 539,4 км (8 процентов).
Протяжённость автомобильных дорог регионального значения по техническим категориям:
- I категория - 0 км (0 процентов);
- II категория - 75,9 км (1,2 процента);
- III категория - 338,9 км (5,3 процента);
- IV категория - 4248,3 км (66 процентов);
- V категория - 1230,1 км (19,1 процента);
- без категории - 539,3 км (8,4 процента).
В результате изменения налогового законодательства в 2001 году доля расходов бюджета Ярославской области на дорожное хозяйство резко снизилась, вследствие чего снизились темпы дорожного строительства и капитального ремонта:
- 2002 год: строительство - 1,0 км автомобильных дорог, 1 моста (356 пог. метров), капитальный ремонт - 150,0 км автомобильных дорог, 6 мостов (235 пог. метров);
- 2007 год: строительство - 2,6 км автомобильных дорог, капитальный ремонт - 20,7 км автомобильных дорог, 2 мостов (76 пог. метров).
В результате за последние 10 лет сеть автомобильных дорог регионального значения развивалась низкими темпами: прирост составил только 197,2 км автомобильных дорог с твёрдым покрытием, из которых 80 процентов (158,5 км) построено до 2000 года, вследствие чего 56 процентов населённых пунктов Ярославской области не обеспечены автомобильными дорогами с твёрдым покрытием.
Низкие темпы развития сети автомобильных дорог регионального значения усугубляют проблемы в социальной сфере из-за несвоевременного оказания срочной и профилактической медицинской помощи. Отсутствие подъездов к сельским населённым пунктам по автомобильным дорогам с твёрдым покрытием обусловливает значительные затраты на перевозки по грунтовым автомобильным дорогам, которые в 1,8 - 2,2 раза выше, чем по автомобильным дорогам с твёрдым покрытием.
Для стабильного развития экономики области и обеспечения других регионов транзитными мощностями в производственной логистической цепочке необходимы грузовые перевозки. Такие перевозки осуществляются грузовым транспортом большого тоннажа и предъявляют повышенные требования как к дорогам (качество покрытия, категорийность и пр.), так и к придорожной инфраструктуре (заправочные станции, сервисные службы и т.п.). В настоящее время сеть автомобильных дорог регионального значения не удовлетворяет требованиям для указанных перевозок.
Особое положение занимают перевозки, связанные с развитием туристской деятельности в Ярославской области. Эта сфера услуг становится всё более значимой для экономики региона.
Для обеспечения транспортных связей в международном и межрегиональном сообщении, удовлетворения потребностей населения и хозяйственного комплекса Ярославской области в автомобильных перевозках с наименьшими затратами и повышения потребительских свойств автомобильных дорог необходимо осуществление ряда мероприятий по развитию дорожной сети.
Новые условия требуют от товаропроизводителей и торговых представителей большей оперативности по перевозке грузов, что обосновано необходимостью упрочнения межрайонных и межобластных автотранспортных и торговых связей. Сегодня для реализации внешних транспортных торгово-экономических связей муниципальных районов и содействия развитию соответствующих территорий требуется строительство автомобильных дорог, обеспечивающих кратчайшее расстояние как между соседними муниципальными районами, так и между соседними областями.
Развитие дорожного хозяйства Ярославской области должно основываться на выявлении потенциальной потребности в автомобильных дорогах (количественный и качественный аспекты) на основе прогнозируемых грузопотоков и пассажиропотоков на территории региона. При этом, кроме внутренних факторов (производство товаров в области, перспективные перемещения пассажиров), должны учитываться внешние факторы: место транспортной системы региона в системе автомобильных дорог Российской Федерации, место и роль области как транзитного региона на основных существующих и проектируемых грузовых маршрутах и коридорах северо-запада Европы.
2. Предложения по цели, задачам и срокам реализации областной целевой программы развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010-2015 годы.
Цель областной целевой программы развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010-2015 годы (далее - программа) - развитие сети автомобильных дорог регионального значения, обеспечивающей безопасные перевозки грузов и пассажиров, снижение транспортных издержек в экономике региона.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального значения;
- создание условий для формирования сети автомобильных дорог, круглогодично доступной для населения.
Программа реализуется в течение 2010 - 2015 годов.
3. Предложения по основным механизмам реализации мероприятий программы.
По финансированию мероприятий программы предлагается следующая схема:
- строительство I-й очереди обхода г. Ярославля с мостом через реку Волгу и реконструкция Юго-Западной окружной дороги г. Ярославля осуществляется на условиях софинансирования:
федеральный бюджет - 80 процентов;
областной бюджет - 20 процентов;
- на реконструкцию объектов Московского проспекта и улично-дорожной сети г. Ярославля (подъездные пути к основным объектам 1000-летия) предоставляются субсидии из федерального бюджета в объёмах, предусмотренных приложением к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Размер субсидий, предоставляемых бюджету г. Ярославля на софинансирование объектов, не может превышать 80 процентов годового объёма бюджетных инвестиций. Основанием для получения субсидий является соглашение о предоставлении субсидий, заключённое Федеральным дорожным агентством с Правительством области;
- на строительство объектов для обеспечения населённых пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твёрдым покрытием из федерального бюджета предоставляется субсидия областному бюджету из расчёта 10 млн. рублей на строительство 1 км автомобильной дороги с твёрдым покрытием при условии софинансирования из областного бюджета;
- строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального значения осуществляется за счёт средств областного бюджета.
4. Предложения по объёмам и источникам финансирования программы.
В качестве основного источника финансирования мероприятий программы рассматриваются средства областного бюджета с привлечением и использованием в установленном порядке средств федерального и муниципальных бюджетов. Объём финансирования мероприятий программы по годам представлен в приложении 1 к Концепции.
Программные мероприятия предполагается реализовывать на территории всех муниципальных районов области.
5. Оценка ожидаемой результативности программы.
Ввод в эксплуатацию в 2010 году I-й очереди обхода г. Ярославля с мостом через реку Волгу и окончание реконструкции Юго-Западной окружной дороги г. Ярославля обеспечит непрерывность соединения транспортных потоков Архангельской, Вологодской областей и республики Коми с Москвой и снижение транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть г. Ярославля.
Строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального значения позволит за период 2010-2015 годов соединить 15 сельских населённых пунктов с численностью населения 1371 человек.
Оценка результативности программы будет производиться путём сравнения фактически достигнутых показателей (индикаторов) и объёмов выполненных работ с плановыми показателями (индикаторами) хода реализации программы.
Предложения по показателям (индикаторам) программы представлены в приложении 2 к Концепции.
Объём финансирования мероприятий областной целевой программы развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010-2015 годы
тыс. рублей
Наименование мероприятия | Всего | Финансирование по годам | |||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Строительство I-й очереди обхода | 2816680 | 1900000 | 916680 | - | - | - | - |
в том числе: | |||||||
федеральный бюджет* | 1520000 | 1520000 | - | - | - | - | - |
областной бюджет | 1296680 | 380000 | 916680 | - | - | - | - |
Реконструкция Юго-Западной окружной дороги г. Ярославля | 925000 | 925000 | |||||
в том числе: | |||||||
федеральный бюджет* | 740000 | 740000 | - | - | - | - | - |
областной бюджет | 185000 | 185000 | - | - | - | - | - |
Реконструкция объектов Московского проспекта и улично-дорожной сети | 2472800 | 2472800 | - | - | - | - | - |
в том числе: | |||||||
федеральный бюджет* | 1978240 | 1978240 | - | - | - | - | - |
местный бюджет* | 494560 | 494560 | - | - | - | - | - |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Строительство объектов для обеспечения населённых пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твёрдым покрытием | 515120 | 48300 | 99900 | 96480 | 84810 | 90330 | 95300 |
в том числе: | |||||||
ф | 129000 | 14460 | 27800 | 25020 | 20570 | 20570 | 20580 |
областной бюджет | 386120 | 33840 | 72100 | 71460 | 64240 | 69760 | 74720 |
Строительство и реконструкция автомобильных дорог за счёт средств областного бюджета | 1456924 | 132870 | 704054 | 140000 | 150000 | 160000 | 170000 |
Всего | 8186524 | 5478970 | 1720634 | 236480 | 234810 | 250330 | 265300 |
в том числе: | |||||||
федеральный бюджет* | 4367240 | 4252700 | 27800 | 25020 | 20570 | 20570 | 20580 |
областной бюджет | 3324724 | 731710 | 1692834 | 211460 | 214240 | 229760 | 244720 |
местный бюджет* | 494560 | 494560 | - | - | - | - | - |