ПЛАН
противодействия коррупции в Ярославской области
на 2009 - 2010 годы
Основание разработки Плана | План разработан с учетом: |
Цель | целью Правительства Ярославской области при реализации мер, направленных на противодействие коррупции, является профилактика коррупции в органах исполнительной власти Ярославской области, снижение влияния коррупции на активность и эффективность бизнеса, деятельность органов |
Задачи | задачами Правительства Ярославской области по реализации мер, направленных на противодействие коррупции, являются: |
Сроки и этапы реализации Плана | сроки реализации Плана - 2009-2010 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Плана | - создание механизма, препятствующего расширению коррупции в органах исполнительной власти; |
I. Содержание проблемы
В Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах отмечено, что «коррупция в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления.
Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок, коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения».
Недостаточная работа по выявлению и устранению причин и условий, порождающих коррупцию, приводит к ее распространению как по горизонтали, так и по вертикали, вовлечению в коррупцию новых учреждений и расширению сфер её влияния, способствует образованию коррупционных разветвленных сетей и устойчивых сообществ. Коррупция в таких условиях охватывает не только экономику, но и политику. В результате стране и обществу наносится гигантский невосполнимый ущерб, при этом эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты разрушаются. Усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность. Под угрозу ставится целостность страны и сохранение ее конституционного строя. Тем самым коррупция превращается в проблему, угрожающую национальной и экономической безопасности как страны в целом, так и отдельных субъектов федерации.
В группу повышенного коррупционного риска входят органы исполнительной власти:
- обладающие полномочиями, связанными с распределением значительных финансовых средств;
- имеющие высокую степень свободы действия, вызванную спецификой их работы;
- активно взаимодействующие с гражданами и организациями.
Для государственной службы наиболее характерны следующие виды коррупции:
- участие высших должностных лиц в бизнесе;
- лоббирование;
- торговля инсайдерской информацией;
- взятки при реализации контрольных и надзорных функций;
- взятки за назначение на коррупционно опасные должности;
- взятки за более качественное исполнение должностных обязанностей;
- взятки за неисполнение должностных обязанностей, непринятие за вознаграждение мер к коррупционерам и др.
В Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, сказано о необходимости «создать специальные антикоррупционные механизмы в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции; внедрить экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность; создать методические основы оценки коррупциогенности государственных функций; разработать пакет антикоррупционных нормативных правовых актов; разработать ведомственные и региональные антикоррупционные программы».
Международный опыт свидетельствует о целесообразности применения дополнительных механизмов, ограничивающих возможности коррупции. Наиболее распространенными среди них являются следующие:
- максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, в частности путем введения системы «одного окна» и системы электронного обмена информацией;
- детальная регламентация процедуры взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями государственных услуг);
- деление административно-управленческих процедур на стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля;
- ротация должностных лиц.
II. Основные принципы плана