КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы «Отдых, оздоровление и занятость детей» на 2009-2010 годы
и перспективу до 2012 года
I. Описание проблемы, обоснование целесообразности её решения
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей является неотъемлемой частью государственной социальной политики в интересах детей и одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона.
Цели и задачи областной целевой программы «Отдых, оздоровление и занятость детей» (далее - Программа) определяются исходя из необходимости обеспечения реализации Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, Концепции демографического развития Ярославской области на период до 2015 года, Закона Ярославской области от 8 октября 2009 г. N 50-з «О гарантиях прав ребёнка в Ярославской области». (абзац в редакции постановления Правительства Ярослаской области от 22 декабря 2009 года N 1202-п - см. предыдущую редакцию)
Современная ситуация требует структурированного подхода к организации оздоровления, отдыха и занятости детей. Качественно изменился образовательно-культурный и личностный уровень развития детей, ухудшилось состояние их здоровья, увеличилось количество социально незащищенных категорий семей с несовершеннолетними детьми, социально-экономическое положение которых не позволяет самостоятельно организовать их отдых, оздоровление и занятость. В значительной степени утрачена заинтересованность подростков в труде.
В Ярославской области проживает 159,6 тыс. детей в возрасте от 6 до 17 лет. К числу наиболее уязвимых категорий относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (5,3 тыс.), дети-инвалиды (2,6 тыс.), дети, находящиеся в социально опасном положении (5,2 тыс.), дети из малоимущих семей (47 тыс.). В области не преодолена тенденция сокращения численности населения. За последние 5 лет количество детей школьного возраста уменьшилось со 141,9 тыс. человек до 109,5. Ежегодно увеличивается заболеваемость детей. По данным диспансеризации школьников, только 17 процентов детей можно считать практически здоровыми, 31 процент имеет хронические заболевания, 50 процентов - функциональные нарушения работы различных органов и систем. Общая заболеваемость детей за последние 8 лет выросла на 28,5 процента. Статистика показывает высокий уровень преступности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Реализация Программы позволяет комплексно решать следующие приоритетные направления государственной политики:
- повышать эффективность государственной системы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- формировать стандарт здорового образа жизни;
- укреплять здоровье детей;
- осуществлять профилактику социального неблагополучия семей с детьми;
- создавать условия для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.
Программа имеет адресный характер, что позволяет предоставлять социальные услуги детям различных возрастных групп:
- 7-10 лет - отдых в лагерях дневного пребывания, санаториях, базах отдыха;
- 7-14 лет - отдых и оздоровление в загородных оздоровительных центрах; оздоровительно-спортивных, профильных лагерях;
- 11-14 лет - пребывание в лагерях труда и отдыха;
- 14-17 лет - временная занятость подростков; пребывание в оздоровительно-спортивных, профильных лагерях.
Купить услугу - приобрести путёвку в загородный оздоровительный центр для ребёнка - не значит развивать систему. В настоящее время Программа позволяет создать скоординированную систему обеспечения благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей.
В соответствии с действующим федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относитсяорганизация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), к полномочиям органов местного самоуправления - организация отдыха детей в каникулярное время. Однако из-за неодинаковых финансовых возможностей муниципальных районов дети, нуждающиеся в отдыхе и оздоровлении, поставлены в неравные условия. Важное значение в такой ситуации имеет принцип финансового партнёрства. Именно органы власти субъекта, дополнительно используя федеральные ресурсы, должны обеспечивать равные условия для полноценного отдыха детей независимо от места их проживания и социального статуса. (абзац в редакции постановления Правительства Ярослаской области от 22 декабря 2009 года N 1202-п - см. предыдущую редакцию)
Инфрастуктура детского отдыха практически исчерпала возможности своего интенсивного развития. В области имеется достаточное количество учреждений детского отдыха и оздоровления. Из 39 загородных оздоровительных центров и санаториев, принимающих детей в каникулярное время или круглогодично, 21 находится в областной и муниципальной собственности, 18 являются ведомственными и негосударственными. Большинство из них созданы 30-50 лет назад и требуют капитального ремонта или реконструкции.
Программно-целевой метод позволяет:
- рационально распределить средства областного бюджета и иных источников по муниципальным образованиям с учётом индивидуальных потребностей районов, что обеспечит равные права детей на отдых, оздоровление и занятость в каникулярное время независимо от места проживания и социального статуса;
- сохранить материально-техническую базу детских загородных оздоровительных учреждений.
Программно-целевой метод при организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в Ярославской области в 2007-2008 годах доказал свою эффективность на региональном уровне.
Реализация губернаторской целевой программы «Отдых, оздоровление и занятость детей» на 2007-2008 годы позволила ежегодно обеспечивать отдых и занятость в каникулярное время более 110 тысяч детей, из них детей, нуждающихся в особой заботе государства, - 43 тысячи. На временные рабочие места было трудоустроено более 23 тысяч детей 14-17 лет. Прошли оздоровление в детских санаториях и санаториях-профилакториях 12 тысяч человек. Укреплена материально-техническая база 18 детских загородных оздоровительных учреждений, находящихся в областной и муниципальной собственности.
Использование программного метода и принципа финансового партнёрства станет стимулом для выполнения своих обязательств по организации отдыха и оздоровления детей органами местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления).
II. Цель, задачи, исполнители и срок реализации Программы