Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области
на 2009-2011 годы
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2009 - 2011 годы подготовлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 19 апреля 2006 г. N 19-з «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области». При подготовке учитывались положения следующих документов:
- Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» от 9 марта 2007 года;
- Основных направлений налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, одобренных на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 26 мая 2008 года.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области являются базой для формирования областного бюджета на 2009-2011 годы.
I. Итоги региональной бюджетной и налоговой политики
2007 года и начала 2008 года
В 2007 году и в начале 2008 года бюджетно-налоговая политика области проводилась в соответствии с ключевыми приоритетами, определенными в Основных направлениях бюджетно-налоговой политики на 2007 и 2008 годы.
Итоги развития экономики области в 2007 году свидетельствуют о дальнейшем развитии положительных тенденций в социально-экономическом развитии региона. По итогам года, в области наблюдался прирост производства продукции и оборотов по основным видам деятельности обрабатывающих производств, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в строительстве жилья, сельском хозяйстве, торговле и предоставлении услуг. Благоприятная экономическая ситуация, с одной стороны, и усилия органов государственной власти области, с другой стороны, обеспечили положительные сдвиги в исполнении областного и консолидированного бюджетов.
Консолидированный бюджет Ярославской области является одним из ведущих в Российской Федерации и Центральном федеральном округе (далее - ЦФО). По объему собственных доходов бюджета на душу населения среди субъектов ЦФО область стабильно занимает 4 место (после г.Москвы, Московской и Липецкой областей).
Собственные доходы консолидированного бюджета Ярославской области в 2007 году по сравнению с 2006 годом выросли на 26,5 процента и составили 30,2 млрд. рублей. Поступление доходов в областной бюджет составило 17,7 млрд. рублей, утвержденный бюджет по собственным доходам выполнен в полном объеме, темп роста к 2006 году - 113 процентов. За счет передачи дополнительных нормативов по налогам увеличились поступления собственных доходов в местные бюджеты, составившие 12,6 млрд. рублей, что на 52 процента больше, чем в 2006 году.
В 2007 году продолжилась работа по выводу заработной платы «из тени» и легализации доходов населения, что привело к росту поступлений от налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) на 28,5 процента. В результате совместных усилий органов исполнительной власти Ярославской области, органов местного самоуправления муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления) и налоговых органов повысили заработную плату 3352 работодателя.
В прошлом году была проведена переоценка кадастровой стоимости земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения, что привело к значительному росту налогооблагаемой базы по земельному налогу. Кроме того, органами местного самоуправления проводилась работа по идентификации правообладателей земельных участков и предоставлению данных сведений налоговым органам.
Положительное влияние на доходную часть бюджета оказало более эффективное использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и рост объемов его продаж. Осуществляется постепенный переход к рыночной оценке государственного и муниципального имущества при сдаче его в аренду. В 2007 году в консолидированный бюджет Ярославской области поступило более 5 млрд. рублей неналоговых доходов, темп роста к 2006 году составил 180,2 процента.
В структуре расходов консолидированного бюджета Ярославской области наибольший удельный вес (58,4 процента) приходится на финансирование социальных отраслей: образования, здравоохранения, социальной политики и др., что в целом характеризуют его как социально ориентированный.
На территории Ярославской области успешно реализуются приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Повысилась прозрачность межбюджетных отношений в связи с совершенствованием механизмов распределения межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям области.
Ярославская область является одним из регионов, в которых за местными бюджетами на долгосрочной основе закреплены единые нормативы по налогу на доходы физических лиц (в размере 20 процентов), единому сельскохозяйственному налогу (30 процентов), налогу на добычу полезных ископаемых (в полном объеме).
Кроме того, с 2007 года в Ярославской области применяется механизм дополнительной передачи местным бюджетам нормативов по отдельным видам налогов (по НДФЛ и единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения) взамен дотаций из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Практика применения указанного трансфертозамещающего механизма в нашем регионе оказалась достаточно успешной. Удельный вес налоговых доходов, поступивших по дополнительным нормативам в бюджеты муниципальных районов (городских округов), в общем объеме средств на выравнивание их бюджетной обеспеченности составил 81 процент, а сумма этих доходов превысила расчетный плановый показатель на 11 процентов.
В качестве позитивного фактора, отражающего качество управления региональными финансами, можно отметить окончательный перевод местных бюджетов муниципальных районов и городских округов на казначейские принципы исполнения бюджета. Все средства бюджетов консолидированы на соответствующих единых счетах в органах Федерального казначейства.
Среди положительных итогов бюджетно-налоговой политики Ярославской области, проводимой в 2007 году и начале 2008 года, необходимо также отметить следующее:
- утверждена Концепция управления по результатам и бюджетирования, ориентированного на результат, в Ярославской области и План мероприятий по ее реализации на период до 2010 года;
- впервые разработан среднесрочный финансовый план, в котором средства областного бюджета спланированы по главным распорядителям бюджетных средств на период до 2010 года;
- в Ярославской области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации формируется реестр расходных обязательств, который является источником информации обо всех действующих обязательствах Ярославской области с финансовой оценкой их реализации на среднесрочную перспективу;
- внедрена отраслевая система оплаты труда в сфере образования;
- утверждена Методика оценки и рейтингования областных целевых программ, используемая для комплексной оценки хода выполнения программ, их соответствия требованиям законодательства и принципам программно-целевого планирования, а также оценки деятельности государственных заказчиков по обеспечению достижения целей программ.
Несмотря на меры, принимаемые региональными органами власти в области бюджетно-налоговой политики, остаются нерешенными следующие проблемы:
1. Особенности российского налогового законодательства позволяют крупным компаниям перемещать центр уплаты налога на прибыль по своему усмотрению, в связи с чем существенная часть налога, созданная на территории области, уходит в Москву и другие регионы через вертикально интегрированные структуры. В результате не происходит роста доходов от налога на прибыль крупнейших налогоплательщиков.