Концепция управления по результатам и бюджетирования,
ориентированного на результат, в Ярославской области
Настоящая Концепция разработана в соответствии с:
- Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»;
- Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р;
- Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» от 9 марта 2007 г.;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- постановлением Губернатора области от 27.08.2007 N 591 «Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2008 год и на период до 2010 года».
1. Необходимость и предпосылки внедрения методов управления по результатам и БОР в Ярославской области
Создание и внедрение системы управления по результатам и БОР является масштабной задачей и предполагает освоение новых и весьма сложных технологий управления. В Российской Федерации этот процесс идет уже несколько лет и носит комплексный характер, объединяя в себе ключевые мероприятия административной реформы, реформы государственного управления и реформы бюджетного процесса.
Суть бюджетной реформы состоит в переходе от «управления затратами» к «управлению результатами»:
Управление затратами - годовой бюджет | Управление результатами - трехлетний финплан (бюджет) |
В целом реорганизация системы государственного управления и внедрения принципов БОР направлены на повышение качества и доступности государственных услуг населению.
Инструментами результативного управления и БОР в Российской Федерации являются:
- доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти на трехлетний период, в которых фиксируются цели, задачи и показатели достижения результатов деятельности органа власти;
- трехлетнее финансовое планирование (трехлетний бюджет или среднесрочный финансовый план). Его использование позволяет значительно повысить уровень определенности при планировании расходов, создает условия для расширения полномочий распорядителей бюджетных средств;
- реестр расходных обязательств, составление которого позволяет провести ревизию расходов бюджета и упорядочить их состав. На основе реестра определяется бюджет действующих обязательств, а все дополнительные расходы рассматриваются как бюджет принимаемых обязательств, необходимость которых должна тщательно обосновываться;
- ведомственные целевые программы, определяющие тактику работы органов исполнительной власти и увязывающие финансирование с непосредственным результатом. В отличие от широко использующихся федеральных и региональных (областных) целевых программ, ведомственная целевая программа - это способ организации расходов органа власти программно-целевым методом, а не способ получения дополнительного финансирования.
В настоящее время в Российской Федерации создаются и практикуются отдельные инструменты результативного управления, однако процесс его полного внедрения еще далек от завершения. В отношении опыта регионов Российской Федерации можно сказать, что в течение последних трех лет шаги по реформированию системы управления и бюджетного процесса на региональном уровне стали предприниматься все более активно. Однако говорить о единстве подходов по вопросу внедрения управления по результатам и БОР на региональном уровне не приходится.
В Ярославской области работа по созданию и внедрению инструментов управления по результатам в практику деятельности исполнительных органов власти только началась. С 2006 года в Ярославской области предпринимаются отдельные меры по реформированию управления по результатам:
- работа по переходу к трехлетнему финансовому планированию;
- обучение и повышение квалификации служащих по вопросам управления по результатам и БОР;
- усиление целевой направленности и результативности областных целевых программ, создание механизма их оценки и рейтингования;
- работа по формированию реестра расходных обязательств;
- нормативно-подушевое финансирование учреждений образования, отраслевая система оплаты труда в сфере образования.