АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2007 года N 492-а
(с изменениями на 30 декабря 2009 года)
_________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ярославской области от 12 августа 2009 года N 839-п;
постановлением Правительства Ярославской области от 30 декабря 2009 года N 1285-п
_________________________________________
В соответствии с федеральными законами от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также в целях предотвращения загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, стабилизации санитарно-эпидемической обстановки на территории Ярославской области Администрация области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Отходы» на 2008-2009 годы (далее - Программа).
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) в течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ.
3. Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (Лихобабин С.П.) при формировании областного бюджета на 2008, 2009 годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области предусматривать выделение средств из бюджетов муниципальных образований области на выполнение мероприятий Программы.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Боровицкого М.В.
Председатель Правительства -
первый заместитель
Губернатора области
И.И. Скороходова
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ОТХОДЫ»
НА 2008 - 2009 ГОДЫ
Паспорт Программы
Наименование Программы | областная целевая программа «Отходы» (далее - Программа) |
Основание разработки Программы | федеральные законы: от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; |
Государственный заказчик Программы | департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области |
Основной разработчик Программы | департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области |
Цель и задачи | цель Программы: |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | - количество утилизированных ртутьсодержащих отходов; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2008-2009 годы |
Объёмы и источники финансирования Программы | 79,985 млн. рублей за счет средств областного бюджета по разделу 1100, подразделу 1102 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)» и по разделу 0600 «Охрана окружающей среды», подразделу 0605 «Другие вопросы в области охраны окружающей среды» |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - уменьшение загрязнения территории области отходами I-III классов опасности за счёт утилизации 240000 ртутьсодержащих ламп, 120 тонн непригодных к применению ядохимикатов; |
Ответственные лица для контактов | - директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области |
("Паспорт Программы" в редакции постановления Правительства Ярославской области от 30 декабря 2009 года N 1285-п - см. предыдущую редакцию)
Общая потребность в ресурсах
Наименование ресурсов | Единица измерения | Потребность | ||
всего | в том числе по годам | |||
2008 | 2009 | |||
Финансовые ресурсы: | млн. руб. | 79,985 | 38,785 | 41,200 |
I. Содержание проблемы
Проблемы негативного воздействия на окружающую природную среду отходов производства и потребления являются актуальными для Ярославской области, требуют постоянного внимания, принятия квалифицированных решений.
Одна из острейших проблем - сложившаяся ситуация по утилизации твердых и жидких бытовых отходов.
На территории Ярославской области ежегодно образуется свыше 1,2 миллиона тонн отходов производства и потребления, в том числе около 500 тысяч тонн - ТБО, что составляет более 310 кг на человека в год.
Динамика и объёмы образования ТБО в последнее время свидетельствуют об их постоянном и значительном росте, в то время как уровень использования далёк от желаемого. Ситуация усугубляется значительным увеличением объёма одноразовой упаковки, достигающего 45 процентов от всего объема ТБО. Весь бытовой мусор, за исключением ТБО городов Ярославля и Переславля-Залесского, напрямую направляется для захоронения на полигоны и свалки области, которых насчитывается более 85. Общая площадь земель, занятых под полигоны и свалки на территории области, составляет 220 га, вместимость свалок - около 111,0 миллиона тонн. Большинство свалок и полигонов характеризуются низким уровнем благоустройства, не отвечают природоохранным стандартам, не имеют проектной документации и документов на отвод земли. Они существенно ухудшают экологическую обстановку, загрязняя поверхностные и подземные воды, землю, отравляя атмосферный воздух, растительный и животный мир.
Решение вопроса путём строительства мусороперерабатывающих заводов является дорогостоящим мероприятием со сроком окупаемости свыше 20 лет и не может в настоящее время рассматриваться как реальный путь решения проблемы утилизации ТБО.
Вместе с тем имеется положительный опыт по внедрению системы отбора вторичного сырья на мусоросортировочных станциях (г. Ярославль) и у источников образования отходов на мини-мусоросортировочном комплексе ТБО (г. Переславль-Залесский). За 8 месяцев 2007 года на мини-мусоросортировочном комплексе в г. Переславле-Залесском переработано 3337 тонн бытовых отходов, из них на захоронение на полигон ТБО отправлено только 1144 тонны, а 2193 тонны отправлено на повторное использование в качестве вторичного сырья.
Проблема загрязнения водных объектов жидкими бытовыми отходами на территории большинства муниципальных образований области приобретает все большую остроту и требует скорейшего решения. Наибольшая доля в общем сбросе загрязнённых сточных вод в водные объекты области принадлежит жилищно-коммунальному хозяйству. Объем стоков, поступающих в системы канализации и проходящих через очистные сооружения, составляет не более 70 процентов. Но и эти очищенные сточные воды редко отвечают нормативным требованиям сброса загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты.
Во всех муниципальных образованиях области существуют проблемы с вывозом и уничтожением непригодных для применения ядохимикатов, с обеззараживанием биологических отходов, утилизацией ртутьсодержащих отходов, образующихся у населения и бюджетных организаций и учреждений.
Анализ существующего положения в сфере обращения с опасными, твёрдыми и жидкими бытовыми отходами на территории области позволяет сделать вывод о необходимости решения проблем обращения с указанными отходами программными методами.
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является стабилизация и улучшение экологической и санитарно-эпидемической обстановки на территории области за счёт снижения уровня воздействия на окружающую среду опасных отходов, твердых и жидких бытовых отходов.
Задачи Программы:
- уменьшение экологической опасности от отходов I-III классов опасности за счет утилизации ртутьсодержащих отходов и непригодных к применению ядохимикатов;
- обеспечение безопасного захоронения биологических отходов за счёт строительства сооружений по обеззараживанию биологических отходов;
- обеспечение экологически безопасного размещения ТБО путём строительства новых полигонов, реконструкции и обустройства существующих полигонов и свалок;
- снижение нагрузки на действующие полигоны по захоронению ТБО за счёт строительства мини-мусоросортировочных комплексов;
- уменьшение экологической опасности от жидких бытовых отходов путём ремонта и реконструкции существующих и строительства новых сооружений по очистке загрязненных сточных вод.
III. Сроки реализации Программы
Программа является среднесрочной и реализуется в течение двух лет через конкретные мероприятия, осуществляемые соответственно в течение 2008-2009 годов.
Реализация Программы позволит достичь следующих показателей:
N п/п | Наименование показателя | Значение показателя | ||
начальный (базовый) уровень на момент реализации Программы | в том числе по годам | |||
2008 | 2009 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Количество утилизированных ртутьсодержащих отходов (ламп), штук | - | 120000 | 120000 |
2. | Количество утилизированных непригодных к применению ядохимикатов, тонн | - | 60 | 60 |
3. | Количество построенных сооружений по захоронению биологических отходов | - | 3 | - |
4. | Количество введенных пусковых комплексов на полигонах по захоронению ТБО | - | 2 | 5 |
5. | Количество введенных минимусоросортировочных комплексов | - | - | 2 |
6. | Объём сброса неочищенных жидких бытовых отходов (загрязнённых сточных вод), сбрасываемых в водные объекты области, тыс.куб. метров | 280000 | 273982 | 273650 |
(раздела III в редакции постановления Правительства Ярославской области от 30 декабря 2009 года N 1285-п - см. предыдущую редакцию)
IV. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
В ходе реализации мероприятий Программы предполагается достичь следующих результатов. Будет утилизировано 240000 ртутьсодержащих ламп, 120 тонн непригодных к применению ядохимикатов.
Будет построено 3 сооружения по захоронению биологических отходов в Даниловском, Мышкинском и Угличском муниципальных районах.
Будет введено 10 пусковых комплексов на полигонах по захоронению ТБО в Гаврилов-Ямском, Мышкинском, Некрасовском, Переславском, Первомайском, Рыбинском муниципальных районах области, городах Рыбинске и Переславле-Залесском.
Будет введено 2 мини-мусоросортировочных комплекса ТБО: в Борисоглебском и Гаврилов-Ямском муниципальных районах области.
Объем сброса неочищенных жидких бытовых отходов (загрязненных сточных вод), сбрасываемых в водные объекты области, сократится на 6350,0 тысячи куб.м.
Оценка эффективности реализации Программы проводится в соответствии с методикой, указанной в приложении к Программе. (раздела IV в редакции постановления Правительства Ярославской области от 30 декабря 2009 года N 1285-п - см. предыдущую редакцию)
V. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы
Программа реализуется через систему ежегодного планирования мероприятий и на основании оценки промежуточных и итоговых результатов.
Государственный заказчик Программы - департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области:
- ежегодно готовит бюджетную заявку на финансирование мероприятий;
- уточняет целевые показатели, объём затрат на реализацию мероприятий, сроки их реализации, состав исполнителей и другое на основании документов, подтверждающих объемы финансирования, ежегодно представляемых исполнителями Программы;
- вносит в установленном порядке предложения по уточнению и корректировке мероприятий Программы с учётом складывающейся социально-экономической ситуации и перераспределению средств с целью их концентрации на решении узловых проблем;
- организует выполнение Программы в целом посредством заключения государственных контрактов и договоров в установленном порядке с муниципальными образованиями и организациями - исполнителями Программы;
- осуществляет контроль и несёт ответственность за реализацию Программы и выполнение ее мероприятий в установленные сроки;
- ежегодно осуществляет подготовку аналитической информации о ходе реализации мероприятий Программы с оценкой эффективности Программы на основе целевых показателей.
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться в соответствии с законами Ярославской области об областном бюджете на 2008 и 2009 годы. Средства на финансирование природоохранных мероприятий в муниципальных образованиях области, указанных в пунктах 2-4 раздела VI Программы, выделяются в форме субсидий фонда софинансирования муниципальных образований области. Средства на реализацию общеобластных мероприятий, указанных в пункте 1 раздела VI Программы, выделяются департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области из областного бюджета по разделу 0600 «Охрана окружающей среды».