КОНЦЕПЦИЯ
развития специального (коррекционного) образования в Ярославской области
на период до 2010 года
1. Введение
Концепция развития специального (коррекционного) образования в Ярославской области на период до 2010 года (далее - Концепция) определяет общие подходы к совершенствованию специального (коррекционного) образования в Ярославской области.
Специальное (коррекционное) образование рассматривается как неотъемлемая часть целостной региональной системы образования исходя из Конституции Российской Федерации, гарантирующей общедоступность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования.
Государство в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации создает условия для получения гражданами с ограниченными возможностями здоровья образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Органы государственной власти, органы местного самоуправления создают для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Задачи Концепции состоят в следующем:
- определить цель, принципы региональной образовательной политики в сфере специального (коррекционного) образования и приоритетные направления деятельности, опираясь на современные представления об образовании и развитии ребенка;
- определить основания и направления взаимодействия системы образования с другими социальными институтами, оказывающими помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, способствовать повышению эффективности межведомственного взаимодействия.
Концепция основывается на Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве Российской Федерации, Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы», Областной целевой программе развития образования на 2008-2009 годы, утверждённой постановлением Администрации области от 18.07.2007 N 263-а «Об Областной целевой программе развития образования на 2008-2009 годы и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов» (далее Программа развития образования Ярославской области) и других нормативных правовых актах, которыми регулируются вопросы образования.
2. Основное содержание стратегии развития специального (коррекционного) образования в Ярославской области
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Программой развития образования Ярославской области можно выделить следующие направления стратегии и развития специального (коррекционного) образования в Ярославской области:
- обеспечение доступности специального (коррекционного) образования;
- повышение качества специального (коррекционного) образования;
- увеличение эффективности специального (коррекционного) образования.
Эти направления определяют стратегическую цель, принципы и содержание деятельности по развитию специального (коррекционного) образования в области.
2.1. Стратегическая цель развития специального (коррекционного) образования
Обеспечение максимально возможного качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и развитие их адаптивных возможностей является стратегической целью развития специального (коррекционного) образования, наиболее соответствующей интересам развития общества и отдельной личности.
В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения качество жизни в Концепции понимается как восприятие людьми своего положения в жизни в контексте культурных и ценностных ориентаций и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, критериями и заботами. Качество жизни предполагает предоставление доступного качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, включающего:
- квалифицированную комплексную диагностику возможностей и особенностей развития ребёнка начиная с раннего возраста;
- предоставление обучения, соответствующего возможностям и особенностям развития ребенка;
- обеспечение психологической и физической безопасности, педагогической поддержки и содействия ребёнку в проблемных ситуациях;
- реализацию программ развития социальных навыков, способности к адаптации и интеграции в общество.
Качество жизни как стратегическая цель позволяет координировать взаимодействие системы образования с другими социальными институтами: учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, службой занятости населения и др.
2.2. Принципы региональной политики в сфере специального (коррекционного) образования
Достижение стратегической цели Концепции основывается на ряде принципов: