Действующий

Об областной целевой программе "Здоровый ребёнок" на 2008 год

I. Содержание проблемы


Численность населения Ярославской области на 01.01.2006 составила 1327845 человек, из них детей - 228351 человек. Рождаемость в Ярославской области в течение последних лет остаётся ниже среднего уровня по Российской Федерации.

В последние годы наблюдаются неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей: рост хронической патологии, смещение её в ранний возраст, сочетанность патологии, увеличение числа детей с трофологической недостаточностью. За последние 15 лет увеличилось количество случаев бронхиальной астмы, атопического дерматита, психических расстройств, врожденных аномалий, новообразований, заболеваний органов пищеварения и т.д. В целом число детей, состоящих на диспансерном учете, увеличилось более чем в 2 раза.

Ежегодно в области рождается 12-14 тысяч детей, при этом каждый третий ребенок до месячного возраста имеет различные отклонения в состоянии здоровья.

В течение последних лет показатель материнской смертности в Ярославской области остаётся выше общероссийского. Требует внимания качество здоровья женщин фертильного возраста, а именно профилактика и лечение анемий, соматических заболеваний, негативно сказывающихся на течении и исходе беременности.

Показатель младенческой смертности последние 2 года не имеет тенденции к снижению. Это говорит о том, что существующие технологии исчерпали свой ресурс. Увеличилась доля врожденных аномалий развития в структуре перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности. Растет заболеваемость новорождённых. Учитывая вышеизложенное, в Ярославской области необходимо создание целостной комплексной службы пренатальной диагностики.

Остаются актуальными проблемы внутрибольничного инфицирования, гемотрансмиссивных инфекций (ВИЧ - инфекция, гепатиты, сифилис и другие). Практически ни один из акушерских стационаров региона, ввиду отсутствия необходимых условий, не удовлетворяет требованиям, позволяющим проводить эффективные профилактические мероприятия в данном направлении. Весьма остро стоит проблема перераспределения потока поступающих в акушерские стационары в случаях планового или экстренного закрытия одного или нескольких из них, что также ухудшает эпидемическую обстановку в учреждениях родовспоможения.

Большинство акушерских стационаров не имеют своей полноценной службы анестезиологии и реанимации, вследствие чего приходится переводить больных в критических состояниях в реанимационные отделения многопрофильных больниц.

Остается неудовлетворительной материально-техническая база ГУЗ ЯО "Областной родильный дом". Он расположен в приспособленном здании 1937 года постройки, что не позволяет активно внедрять современные технологии оказания медицинской помощи матери и ребёнку, а также не даёт возможности создать на его базе структуры, отвечающие современным требованиям.

Медицинская помощь, оказываемая в родовспомогательных учреждениях, требует совершенствования, что связано главным образом с недостаточной материально - технической базой отделений, особенно с недостаточным оснащением современной диагностической и лечебной аппаратурой. Остаются нерешенными кадровые вопросы: в области функционирует 15 коек реанимации для новорождённых детей, которые обслуживаются 9 реаниматологами, что не соответствует существующим нормативам.

Для решения данных проблем необходимо создание областного перинатального центра, что обеспечит этапность и преемственность в работе службы родовспоможения и детства, освоение новых современных технологий.

Сохраняется проблема устройства детей до трех лет, оставшихся без попечения родителей. Не уменьшается количество детей, рождённых в асоциальных семьях и, соответственно, оставленных на попечение государства. Для решения этой проблемы необходимо строительство дополнительного двухэтажного здания с переходом Областного специализированного дома ребёнка N 1.

Концентрация организационных и финансовых ресурсов в рамках Программы позволит решить поставленные проблемы в возможно короткие сроки.

Концепцией Программы предусмотрено развитие и укрепление материально-технической базы и совершенствование работы службы охраны материнства и детства. К окончанию действия Программы планируется:

- завершить строительство зданий областного перинатального центра;

- завершить строительство дополнительного здания к Областному специализированному дому ребёнка N 1 и провести реконструкцию существующего;

- создать систему многоуровневой пренатальной диагностики в акушерстве;

- провести реструктуризацию коечного фонда для детей, обеспечить необходимым современным оборудованием вновь образуемую областную детскую клиническую больницу;

- провести усовершенствование врачей - неонатологов всех родильных домов и отделений для новорождённых области.