ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ МАЛОЭТАЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
НА 2008-2009 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | областная целевая программа «Развитие малоэтажного строительства на территории Ярославской области» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | постановление Губернатора области от 17.04.2007 N 322 «О разработке проекта областной целевой программы» |
Государственный заказчик Программы | департамент градостроительства и архитектуры Ярославской области |
Основной разработчик Программы | департамент градостроительства и архитектуры Ярославской области |
Цели и задачи Программы | цель Программы - обеспечение роста объёмов строительства быстровозводимых малоэтажных жилищных объектов (далее - малоэтажное строительство); |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | - количество земельных участков, в отношении которых осуществлена градостроительная подготовка; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2008-2009 годы |
Объёмы и источники финансирования Программы | общая стоимость Программы - 163,68 млн. рублей за счёт средств областного бюджета, в т.ч. по годам: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - обеспечение градостроительной подготовки 16 земельных участков для малоэтажного строительства; |
Ответственные лица для контактов | заместитель Губернатора области Епанешников Андрей Васильевич, |
ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ*
Наименование | Единица измерения | Потребность | ||
всего | в том числе по годам | |||
2008 | 2009 | |||
Трудовые ресурсы | - | - | - | |
Финансовые ресурсы (с учётом софинансирования из местных бюджетов): | млн. руб. | 202,71 | 97,74 | 104,97 |
- областной бюджет | млн. руб. | 163,68 | 79,15 | 84,53 |
- другие источники | ||||
Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие) | - | - | - |
* Предполагается привлечение средств из местных бюджетов на условиях софинансирования в сумме 39,03 млн. рублей, в том числе по годам: в 2008 году - 18,59 млн. рублей, в 2009 году - 20,44 млн. рублей.
I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Сложившаяся в настоящее время в Ярославской области система градорегулирования и землепользования недостаточно стимулирует привлечение частных инвестиций в строительную сферу, а главное - в жилищное строительство. Малоэтажное строительство наиболее привлекательно для населения как с точки зрения наличия приусадебного участка, так и комфортных условий проживания.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (далее - аукцион). При этом комплексное освоение земельного участка включает в себя: подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешённого использования.
Аукцион проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учёт. Следовательно, только сформированный и прошедший государственный кадастровый учёт земельный участок может быть выставлен на аукцион. Кроме того, согласно Земельному кодексу Российской Федерации, жилищное строительство может осуществляться только на земельных участках, которые входят в состав земель населённых пунктов, а освоение значительных территорий для жилищного строительства далеко не всегда может быть обеспечено в пределах существующих границ населённых пунктов. Возникает необходимость перевода земельных участков из состава земель иных категорий в земли населённых пунктов.
Одной из проблем для муниципальных образований области является отсутствие финансовых возможностей произвести градостроительную подготовку территорий, земельных участков для аукциона, т.е. действия по формированию земельных участков (производству землеустроительных работ), проведению государственного кадастрового учёта подготовленных и сформированных земельных участков, переводу земельных участков из состава земель иных категорий в земли населённых пунктов (при необходимости), обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, проведению аукционов по предоставлению подготовленных и сформированных земельных участков в целях комплексного освоения и осуществления малоэтажного строительства. Строительство сетей и объектов инженерно-технического обеспечения за пределами земельного участка является затратным, что препятствует освоению новых территорий, пригодных для малоэтажного строительства.
По данным Росстатистики, в 2005 году в Ярославской области всего было введено в эксплуатацию 223,7 тысячи квадратных метров жилья, из них 82,4 тысячи квадратных метров индивидуальных жилых домов, что составило 36,8 процента от общего ввода жилья. В 2006 году всего было введено в эксплуатацию 246,5 тысячи квадратных метров жилья, из них 46,1 тысячи квадратных метров - индивидуальных жилых домов, что составило 18,7 процента от общего ввода жилья. Прирост ввода жилья в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил 10,2 процента, при этом ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов снизился на 44,1 процента. В то же время наличие земельных ресурсов, свободных от прав третьих лиц и возможных для использования в целях малоэтажного строительства, составляет более 200 гектаров.
В обязанности органов исполнительной власти области входит осуществление необходимых мер содействия развитию территорий муниципальных образований области, существенно необходимых для создания благоприятных условий жизнедеятельности человека.
С целью обеспечения доступности и увеличения объёмов вводимого в эксплуатацию малоэтажного жилья необходима финансовая поддержка муниципальных образований области в градостроительной подготовке земельных участков для их комплексного освоения, в подведении к этим участкам инженерных сетей. Данная поддержка будет осуществляться посредством реализации настоящей Программы с применением программно-целевого метода, обеспечивающего поэтапное достижение поставленной цели, увязку бюджетных финансовых ресурсов с максимальной управляемостью и контролем результативности мероприятий.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью реализации Программы является обеспечение роста объёмов малоэтажного строительства.
Для достижения указанной цели в ходе реализации Программырешаются следующие задачи:
- оказание помощи муниципальным образованиям области:
в формировании земельных участков для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства;
в обеспечении земельных участков, отведённых для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства, сетями и объектами инженерно-технического обеспечения;
- привлечение инвесторов и реализация на территории области проектов по развитию малоэтажного строительства.
III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ