Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года

       
7. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ


7.1. Сравнительная оценка

Внутрирегиональное, муниципальное развитие играет столь же важное значение для стратегического развития области, как и стратегии фирм и предприятий, расположенных на ее территории.

Исходя из сформулированной ранее специфики Ярославской области как региона, не обладающего серьезным природно-ресурсным потенциалом, одним из направлений стратегии развития региона является достижение высокого уровня социально-экономического развития каждого муниципального образования на основе повышения эффективности использования имеющегося трудового и производственного потенциала.

Поэтому целью данного раздела стратегического анализа является проведение сравнительной оценки муниципальных образований (МО) Ярославской области «первого порядка» (муниципальных районов и городских округов) по фактическому уровню социально-экономического развития и эффективности воздействия экономической базы каждого МО на их комплексное развитие. В качестве основного методического принципа было использовано сравнение эффективности различных звеньев цепочки воспроизводственного цикла «производство - распределение - обмен - потребление» во всех МО области со среднеобластными значениями, с последующей оценкой мультипликативного эффекта экономического развития на другие сферы развития МО.

Исходная информация по каждому МО была получена на основе исследований департамента экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации Ярославской области «Рейтинг муниципальных образований Ярославской области» за 2004 и 2005 годы.

Для снижения влияния случайных «пиков» годовых показателей в качестве сравниваемых величин были взяты двухгодичные суммы за 2004 и 2005 годы. Тем не менее по суммарным инвестициям в основной капитал влияния «пиковых» цифр в ряде случаев не удалось избежать.

Вторая трудность связана с муниципальной реформой, в результате которой произошло разделение Рыбинского МО на Рыбинский муниципальный район (МР) и городской округ город Рыбинск, однако имеющаяся статистическая информация за 2004. и 2005 годы не позволяет сделать разделение между ними по большинству используемых показателей.

Сравнение МО проводилось по следующим аспектам:

     - по исходной базе социально-экономического развития;
     - по уровню социально-экономического развития.

     

7.2. Базовые аспекты социально-экономического развития муниципальных образований

     Исходя из представляемой органами госстатистики информации по МО, была проведена оценка следующих параметров их социально-экономического развития за 2004 г. и 2005 г.:

     - численность населения каждого МО;
     - объем производства (отгрузки, работ) по важнейшим отраслям, формирующим валовой продукт (промышленность, сельское хозяйство, строительство, услуги);
     - финансовый результат деятельности: сальдо прибыли и убытков предприятий каждого МО;
     - вклад в бюджет: доходы бюджета МО;
     - параметр, характеризующий уровень жизни населения: объем потребительских расходов населения МО;
     - инфраструктурный параметр: объем ввода ввод жилищного фонда;
     - инвестиционный параметр: объем инвестиций в каждое МО.

Данные, приведенные в таблицах 22-23, выявили чрезвычайную контрастность базовых параметров развития между МО Ярославской области, свидетельствующую как о неравномерности размещения производительных сил по территории области, так и возможно о проблеме несовершенства внутрирегионального административного деления. Так, только по основному параметру - численности населения МО области различаются в 69-71 раз и этот разрыв растет.

«Поляризация» социально-экономического ландшафта области в еще большей степени проявляется и в остальных параметрах, за исключением доходов бюджета, которые корелируют с численностью населения и различаются между МО в 59 раз. Что касается таких параметров, как объем платных услуг, потребительские расходы населения и инвестиции в основной капитал, то здесь уровни дифференциации остаются стабильными по годам (соответственно в 522, 287 и 1624 раза в 2004 году и в 483, 314 и 1824 раза в 2005 году).

По производству сельхозпродукции производящие ее МО различаются в 95-133 раза (Рыбинский МО в целом и Брейтовский МР), по вводу в действие общей площади жилых домов - в 118раз (Ярославль и Любимский МР в 2004 г. и Даниловский МР в 2005 г.). Наличие большого разброса в уровне дифференциации по годам по приведенным двум параметрам сигнализирует о неустойчивости сельскохозяйственного производства и строительной базы в ряде МО области, имеющих низкий уровень развития этих видов деятельности. Это подтверждают и цифры по дифференциации объема строительных работ в целом: в 2004 году разница между Ярославлем и Даниловским МР составляла 1001 раз, а в 2005 году, между Ярославлем и Брейтовским МР 51800 раз.

Таким образом, только за два последних года 4 из 19 выделенных МО (Брейтовский, Некоузский, Первомайский и Ростовский МР) показали устойчивую убыточность своей экономической базы, а еще 4 (Даниловский, Тутаевский,  Гаврилов-Ямский и Мышкинский МР) продемонстрировали ее нестабильность. То есть как минимум 42процента МО Ярославской области нуждаются в серьезной реконструкции имеющейся экономической базы.

7.3. Уровень социально-экономического развития муниципальных образований

Следующий этап сопоставления МО Ярославской области - переход от абсолютных количественных параметров к относительным качественным требует оценки достигнутого уровня развития отдельных параметров. Необходимость сравнения уровня социально-экономического развития МО не только в сфере производства, но и в сфере обращения и потребления потребовала применения универсальных показателей. Наиболее часто употребляемой базой сравнения результатов социально-экономического сравнения является численность населения. Для Ярославской области с ее потенциальным дефицитом трудовых ресурсов и снижающейся численностью населения особо важны величины и динамика душевых показателей развития МО.

Таким образом, на втором этапе МО оцениваются по уровню социально-экономического развития - совокупности удельных, в расчете на душу населения, базовых параметров развития. Выявленный на первом этапе феномен неустойчивости базовых параметров развития МО обусловил проведение на последующих этапах анализа сравнения двухгодичных суммарных значений параметров социально-экономического развития и их производных, что элиминирует влияние неравномерности базовых параметров по годам.

Исходя из имевшейся в распоряжении информации бала проведена оценка следующих аспектов уровня развития МО (вначале по отдельным годам (таблица 24), а затем (таблица 25) - в сумме за 2004-2005 годы):

- производственного: суммарный объем производства важнейших отраслей (промышленность, сельское хозяйство, строительство, услуги) в МО на душу населения;

- финансового: сальдо прибыли и убытков предприятий МО  на душу населения;

- бюджетного: доходы бюджета МО на душу населения     (1);

_________________________

(1) В Ярославской области практически идентичны уровни дифференциации МО по уровню собственных доходов на душу населения и по суммарным доходам бюджета на душу населения, - коэффициент корреляции между ними в 2004 году составил 0,939, а в 2005 г. - 0,924.

** Справочник «Промышленность Ярославской области». - Ярославсль, 2005, с. 42.

- социального: объем потребительских расходов МО на душу населения;

- инфраструктурного: ввод жилищного фонда в МО на душу населения;

- инвестиционного: объем инвестиций в МО на душу населения за последние 2 года.