3.1. Механизмы достижения стратегических целей и задач
Все механизмы реализации Стратегии должны быть направлены на смену модели экономического роста, основанного на принципиально иных экономических и технологических приоритетах. Трансформация модели экономического роста возможна лишь на основе экономического метода регулирования, ресурсосбережения, внедрения новых технологий и повышения конкурентоспособности продукции.
3.1.1. Нормативная база
Нормативная база должна быть направлена на создание системы нормативных актов стратегического планирования по этапам реализации стратегии и приоритетным стратегическим направлениям.
Первым шагом по реализации стратегии является принятие постановления Администрации области «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года».
После его принятия должно быть принято постановление Губернатора области «О разработке стратегий муниципальных районов и городских округов Ярославской области». Муниципальные стратегии должны быть разработаны и приняты органами представительной власти муниципальных образований в 6-месячный срок.
Вторым этапом создания нормативной базы стратегического развития должна стать разработка Программы социального и экономического развития Ярославской области на среднесрочный период (2008 - 2012 годы) и ее утверждение законом области. Такие программы будут приниматься и в дальнейшем на каждые 4-5 лет.
Аналогичные программы должны быть разработаны в муниципальных образованиях.
Дальнейшей детализацией программных документов являются оперативные планы и бюджеты Администрации области и МО на каждый год реализации Стратегии.
Для адаптации экономики Ярославской области к вступлению России в ВТО необходимо выполнение комплекса мероприятий по подготовке к новым условиям.
Прежде всего необходимо провести:
- анализ регионального законодательства по вопросам развития промышленности, инвестиций, международного сотрудничества, внешнеэкономической деятельности, развития регионального рынка на предмет соответствия требованиям ВТО;
- изучение уровня информированности и характера ожиданий хозяйствующих субъектов региона, связанных с последствиями присоединения России к ВТО;
- выявление основных требований, правил и процедур ВТО, вызывающих наиболее острую критику со стороны противников членства России в ВТО;
- исследование потенциальных угроз и выгод для экономики промышленного региона в связи с присоединением России к ВТО;
- анализ последствий присоединения к ВТО для отдельных отраслей.
На основании итогов анализа законодательства региона, внешнеэкономической активности хозяйствующих субъектов, роли импорта в региональном потреблении и его изменения под влиянием таможенно-тарифной политики, выявленных плюсов и минусов присоединения для России разрабатывается комплекс мер по адаптации экономики к работе в условиях ВТО: определение приоритетных отраслей промышленности, увеличение темпов роста импортозамещающего производства, разработка программ по привлечению инвестиций, подготовка рекомендаций для предприятий по работе в условиях ВТО.
В качестве промежуточных результатов выработки мероприятий по адаптации экономики региона к выступлению России в ВТО можно считать:
- определение типа адаптации;
- матрица «ожидания-последствия» для различных хозяйственных и институциональных структур;
- промышленная и внутрирегиональная кластеризация региона как средство выявления уровня подготовки и возможностей адаптации хозяйствующих субъектов к условиям ВТО;
- определение комплекса мер по экономическому воздействию на различные адаптационные кластеры;
- уточнение последовательности мер, этапов, заинтересованных структур и лиц, принимающих решения и отвечающих за исполнение мероприятий;
- определение временных границ основных этапов адаптационного периода.
Следующим этапом является выработка рекомендаций по совершенствованию регионального законодательства на предмет соответствия требованиям ВТО, в частности внесение изменений в законы Ярославской области: