Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области
на 2008 год и на период до 2010 года
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2008 год и на период до 2010 года (далее - Основные направления) подготовлены в соответствии с требованиями новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Ярославской области от 19 апреля 2006 г. N 19-з «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области». При подготовке Основных направлений учитывались положения следующих документов:
- Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года;
- Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» от 09 марта 2007 года;
- Основных направлений налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 годы, одобренных Правительством Российской Федерации на заседании 02 марта 2007 года.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области являются базой для формирования областного бюджета на 2008 финансовый год и разработки среднесрочного финансового плана Ярославской области до 2010 года.
I. Итоги региональной бюджетной и налоговой политики
2006 года и начала 2007 года
Итоги бюджетно-налоговой политики Ярославской области необходимо рассматривать в тесной связи с процессами, происходящими в бюджетно-налоговой сфере страны.
К 2007 году в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой, в основном урегулированы проблемы межбюджетных отношений, вопросы разграничения полномочий, расходных обязательств и доходных источников между уровнями власти.
Несмотря на это, в федеральное налоговое законодательство постоянно вносятся определенные коррективы. Ряд изменений в налоговом законодательстве, вступивших в силу в 2006 и 2007 годах, негативно повлиял на доходную часть областного и местных бюджетов (расширение состава затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, изменение порядка и сроков исчисления земельного налога, изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию, увеличение размеров вычетов по налогу на доходы физических лиц и другие изменения). Кроме того, резкое ужесточение требований федерального законодательства к игорному бизнесу приведет к сокращению масштабов данного вида деятельности на территории области и снижению доходов областного бюджета от налога на игорный бизнес.
Из числа других изменений законодательства положительное влияние на доходную часть бюджета окажет повышение ставок акцизов на пиво и алкогольную продукцию.
Вместе с тем нельзя не отметить положительные итоги бюджетно-налоговой политики Ярославской области, проводимой в последние годы:
1. В течение последних трех лет области удается сохранять ведущие позиции по уровню налогового потенциала: среди субъектов Центрального федерального округа (далее - ЦФО) Ярославская область стабильно занимает 4 место по сумме налоговых доходов на душу населения (после Москвы, Московской и Липецкой областей), а среди всех регионов России Ярославская область занимала в 2006 году 27 место.
2. В 2006 году были достигнуты значительные успехи в работе по выводу заработной платы из «тени» и легализации доходов населения, что привело к росту поступлений от налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) по итогам 2006 года на 28,5 процента и перевыполнению плана поступлений на 350 млн.рублей.
3. Повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества, рост объемов продаж и ставок арендной платы также дали свои положительные результаты в виде увеличения в 2006 году неналоговых доходов областного бюджета и местных бюджетов более чем на 500 млн. рублей по сравнению с 2005 годом.
4. Сохранение статуса «региона-донора» в последние годы и отсутствие прямых дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
5. Расходная часть консолидированного бюджета Ярославской области сохраняет свою социальную направленность: удельный вес расходов на социальные направления в 2006 году составил 57 процентов, прирост ассигнований по сравнению с 2005 годом по разным статьям составил от 27 до 33 процентов.
6. В соответствии с требованиями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации повышение заработной платы работникам бюджетной сферы производилось в 2006 году с 01 мая на 15 процентов и с 01 сентября на 11 процентов. В 2007 году заработная плата указанных работников также будет увеличена.
7. Успешно реализуются на территории Ярославской области приоритетные национальные проекты: «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
8. Для решения проблем демографического характера в области введены дополнительные меры поддержки семей, женщин и детей; предусмотрены в бюджете и финансируются дополнительные выплаты семьям с несовершеннолетними детьми.
9. В области реализуются принципы казначейского исполнения бюджета. Все средства консолидированы на едином счете областного бюджета
10. В рамках реализации реформы местного самоуправления с 2007 года в бюджетной системе области появился новый уровень - бюджеты поселений, при этом завершен первый этап реформы, в процессе которого определялась готовность поселений к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения.
11. Постоянно проводится работа по оказанию методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (далее - органы местного самоуправления) в вопросах установления местных налогов.
12. Совершенствуются механизмы распределения межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям области, разработаны и внедрены в практику единые методики распределения различных видов финансовой помощи местным бюджетам, что значительно повысило прозрачность межбюджетных отношений.
13. Начата работа по внедрению отдельных элементов бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР): перехода к среднесрочному прогнозированию и финансовому планированию, составления реестров расходных обязательств Ярославской области и органов местного самоуправления.
Тем не менее, в бюджетно-налоговой сфере сохраняется целый ряд ограничений и нерешенных проблем, препятствующих переходу Ярославской области на качественно более высокий уровень управления общественными финансами: