Областная целевая программа
«Повышение безопасности дорожного движения
в Ярославской области» на 2007-2012 годы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Ярославской области» (далее - Программа). | |
Основание разработки Программы | - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; - федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 100 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». | |
Государственный заказчик Программы | Администрация Ярославской области в лице управления Администрации Ярославской области по взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими формированиями. | |
Основные разработчики Программы | управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Ярославской области (далее - ГИБДД), Главное управление МЧС России по Ярославской области, департамент дорожного хозяйства Ярославской области, департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области, департамент образования Администрации Ярославской области, Управление государственного автодорожного надзора по Ярославской области, Ярославское областное отделение Всероссийского общества автомобилистов, Ярославский областной совет Российской оборонно-спортивной технической организации. | |
Цели и задачи Программы | Цели Программы: - обеспечение безопасности жизни, здоровья граждан и их имущества, повышение гарантий их законных прав на безопасные условия движения на автомобильных дорогах; - защита интересов общества и государства путем сокращения количества погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) и количества ДТП. | |
Задачи Программы: - повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности путем совершенствования правового, организационного, информационного и технического обеспечения; - совершенствование системы управления дорожным движением, в том числе путем внедрения современных методов организации движения, применения сертифицированных технических средств и автоматизированных систем, направленных на устранение мест концентрации ДТП и улучшение дорожных условий; - развитие и совершенствование системы по формированию безопасного поведения участников дорожного движения; - развитие системы подготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении; - сокращение детского дорожно-транспортного травматизма; - сокращение времени прибытия соответствующих служб на место ДТП, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в ДТП; - усиление контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов; - материально-техническое укрепление контрольно-надзорных органов. | ||
Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы | - сокращение количества погибших в результате ДТП; - сокращение количества ДТП с пострадавшими; - снижение транспортного риска (количество ДТП на 10 тыс. единиц транспортных средств); - снижение социального риска (количество пострадавших в результате ДТП на 100 тыс. населения); - снижение тяжести последствий (количество погибших на 100 пострадавших в ДТП); - сокращение количества мест концентрации ДТП. | |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа рассчитана на 2007-2012 годы и осуществляется в 2 этапа: I этап - 2007-2008 годы; II этап - 2009-2012 годы. | |
Объем и источники финансирования Программы | 375512,75 тыс. руб. - всего, в том числе средства областного бюджета - 375512,75 тыс. руб. | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | снижение (по сравнению с показателями 2005 года) следующих относительных показателей: - количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств - на 8-10 процентов; - количество пострадавших на 100 тыс. населения - на 5-7 процентов; - количество ДТП на 10 тыс. км автодорог - на 7-9 процентов; - тяжесть последствий ДТП - на 10-12 процентов. | |
Ответственное лицо для контактов | начальник управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Ярославской области Ильин А.В., тел. 30-77-60. | |
Общая потребность в ресурсах
Наименование | Потребность (тыс. руб.) | |||||
всего | в том числе | |||||
2007-2008 | 2009-2012 | |||||
Финансовые ресурсы: - областной бюджет, - внебюджетные источники |
|
|
| |||
* - объем средств за счет внебюджетных источников, устанавливаются ежегодно исполнителями Программы |
I. Содержание проблемы
Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из важных социально-экономических задач общегосударственного значения.
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом (далее - аварийность), в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Анализ динамики основных показателей аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма остается достаточно высоким и имеет тенденцию к росту.
В 2005 году в Ярославской области произошло около 2,5 тысячи ДТП, в которых погибли более 350 человек. По сравнению с 2000 годом количество ДТП возросло на 52,8 процента, погибших - на 10,5 процента. За 6 месяцев 2006 года в области зарегистрировано 969 ДТП, в которых 129 человек погибли и 1148 получили ранения, что на 3,5 процента больше, чем за аналогичный период предшествующего года. Всего за последние шесть лет в результате ДТП погибли свыше 2,1 тысячи человек. Ежегодно количество транспортных средств в Ярославской области увеличивается на 10 тысяч единиц.
Начиная с 2000 года устойчиво растут такие относительные показатели аварийности, как количество ДТП на 10 тысяч единиц транспортных средств (с 60,9 в 2000 году до 84,6 в 2005 году) и количество пострадавших на 100 тысяч населения (со 150,1 в 2000 году до 243,6 в 2005 году).
Основными видами ДТП в Ярославской области являются наезд на пешехода, препятствие, стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидывание. Свыше трех четвертей (77,9 процента) всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения (далее - ПДД) водителями транспортных средств. Около четверти всех происшествий (22,1 процента) связаны с нарушением ПДД пешеходами. Каждое десятое ДТП совершено водителем, находившимся в состоянии опьянения. Около четверти происшествий происходит из-за неудовлетворительного состояния проезжей части.
Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 75 процентов всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 6 лет количество пешеходов, погибших в результате ДТП, увеличилось более чем на 20 процентов. Всего за этот период погибли свыше 550 и ранены свыше 2,6 тысячи пешеходов.
Основными факторами, определяющими причины высокого уровня аварийности и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации, являются:
постоянно возрастающая мобильность населения;
уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки;
массовое пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников дорожного движения, отсутствие должной моральной ответственности за последствия невыполнения требований ПДД;
низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в управлении транспортными средствами и оценке дорожной обстановки, низкая личная дисциплинированность, невнимательность и небрежность.
Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают особо тяжелые травмы. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим в результате таких ДТП является одной из основных причин высокой смертности пострадавших.
Сложившееся положение дел усугубляется неэффективным использованием реальных рычагов воздействия на негативные процессы, происходящие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Принимаемые в настоящее время меры не носят целенаправленного характера, не подчинены единой задаче и, как следствие, не могут коренным образом изменить существующие негативные тенденции в этой области.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий по формированию эффективных механизмов взаимодействия Администрации Ярославской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.