Недействующий

ЗАКОН

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 04 декабря 2006 года N 89-з

Об утверждении областной целевой программы "Обеспечение территорий муниципальных образований Ярославской области градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки" на 2007-2009 годы

Принят Государственной Думой

Ярославской области

24 ноября 2006 года

(В редакции Закона ЯО от 03.12.2007 N 103-з (ru76000200700985))

Статья 1


В соответствии с Законом Ярославской области от 19.04.2006 N 19-з "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области" и в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований Ярославской области, обеспечения их градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки утвердить прилагаемую областную целевую программу "Обеспечение территорий муниципальных образований Ярославской области градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки" на 2007-2009 годы.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Ярославской области А.И. Лисицын

4 декабря 2006 г.

N 89-з

УТВЕРЖДЕНА

Законом Ярославской области

от 04.12.2006 N 89-з

Областная целевая программа "Обеспечение территорий муниципальных образований Ярославской области градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки" на 2007-2009 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


(В редакции Закона ЯО от 03.12.2007 N 103-з (ru76000200700985))

Наименование Программы

областная целевая программа "Обеспечение территорий муниципальных образований Ярославской области градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки" (далее - Программа).

Основание для разработки Программы

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы;

 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ;

 Градостроительный кодекс Российской Федерации ;

 Земельный кодекс Российской Федерации .

Государственный заказчик программы

департамент градостроительства и архитектуры ярославской области

Основной разработчик Программы

департамент градостроительства и архитектуры ярославской области

Основная цель программы

- создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, Ярославской области, муниципальных образований Ярославской области.

Задачи Программы

- обеспечение муниципальных образований Ярославской области градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки территорий поселений, городских округов;

 - определение назначения территорий Ярославской области исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов;

 - создание нормативно-правовых условий для использования и строительного обустройства земельных участков и иных объектов недвижимости в условиях рынка, планирования развития территорий;

 - создание механизма реализации планов градостроительного развития, намерений местного сообщества граждан по созданию благоприятной среды проживания.

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы

- количество муниципальных образований области, на территории которых организована разработка градостроительной документации и правил землепользования и застройки;

 - количество разработанной градостроительной документации и правил землепользования и застройки.

Сроки и этапы реализации Программы

2007-2009 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общая стоимость Программы - 141986,86 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе по годам:
 2007 год - 14409 тыс. рублей;

 2008 год - 51397 тыс. рублей;

 2009 год - 76180,86 тыс. рублей.
 Средства местных бюджетов привлекаются на условиях софинансирования

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- обеспечение градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки всех муниципальных образований области;

 - создание нормативной и методической базы для обеспечения устойчивого развития территорий муниципальных образований области;

 - упорядочение землепользования и застройки территории, повышение эффективности использования земельных ресурсов муниципальных образований области;

 - создание условий для планировки территорий муниципальных образований области;

 - создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и, как следствие, повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований области.

Ответственные лица для контактов

Определяются Постановлением Администрации Ярославской области

ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ


(В редакции Закона ЯО от 03.12.2007 N 103-з (ru76000200700985))

"Наименование ресурсов

Единица измерения

Потребность

всего

в том числе по годам

2007

2008

2009

Трудовые ресурсы

-

-

-

-

-

Финансовые ресурсы (с учетом софинансирования из местных бюджетов):

тыс. руб.

211820,76*

24806,08*

77328,26*

109686,42*

- областной
 бюджет

тыс. руб.

141986,86

14409,0

51397,0

76180,86

Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие)

-

-

-

-

-

*Предполагается привлечение средств из местных бюджетов на условиях софинансирования в сумме 69833,90 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2007 году - 10397,08 тыс. рублей, в 2008 году - 25931,26 тыс. рублей, в 2009 году - 33505,56 тыс. рублей.

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


Обеспеченность градостроительной документацией, ее качественная характеристика являются факторами устойчивого развития территорий муниципальных образований Ярославской области. Органы местного самоуправления муниципальных образований области должны содействовать эффективному использованию имеющихся ресурсов (в том числе недвижимого имущества), создавать условия для эффективного использования и развития территорий, активно способствовать привлечению инвестиций. Социально-экономическое развитие Ярославской области должно быть тесно увязано с правильной организацией ее территории и территорий муниципальных образований. Для этих целей служит, в частности, территориальное планирование и градостроительное зонирование для определения мест размещения жилищной, коммунальной, социальной, промышленной, рекреационной и других инфраструктур с учетом всех имеющихся возможностей и ограничений.

Градостроительный кодекс Российской Федерации, введенный в действие в 2004 году, определил принципиально новую политику градорегулирования на местах, а именно необходимость разработки документов территориального планирования, установив, что с 1 января 2008 года органами местного самоуправления не допускается принятие решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Статьей 17 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определена необходимость разработки правил землепользования и застройки. С 1 января 2010 года при их отсутствии предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляться не будет. Также не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты. Это в свою очередь может привести к снижению инвестиционной привлекательности муниципальных образований области.

Сложившаяся в настоящее время в Ярославской области система градорегулирования и землепользования недостаточно стимулирует привлечение частных инвестиций в строительную сферу, а главное - в жилищное строительство.

В настоящее время в Ярославской области 112 муниципальных образований, в том числе 3 городских округа, 12 городских и 80 сельских поселений, на территории которых должны быть разработаны генеральные планы и правила землепользования и застройки. На сегодняшний день во всех муниципальных районах документы территориального планирования формально имеются. Это проекты районной планировки, выполненные проектными институтами в период с 1977 по 1981 годы. Все эти проекты были разработаны за счет областного бюджета. Сельские поселения располагают проектами планировки и застройки сельских населенных пунктов (в основном бывших центральных усадеб колхозов и совхозов), выполненными проектными институтами в 70-80-е годы прошлого века. Эти проекты, разрабатываемые в период плановой экономики, определяли развитие территорий населенного пункта в соответствии с возможностями строительства на тот период, до сих пор многие решения в материалах проектов планировки остаются нереализованными, фактическая застройка территории, зачастую, не соответствует их градостроительным решениям.

Практически все муниципальные образования области не имеют соответствующих требованиям законодательства правил землепользования и застройки и нуждаются в их разработке или корректировке. Так, из 17 муниципальных районов Ярославской области только в двух муниципальных районах - Угличском и Большесельском - существуют правила землепользования и застройки, разработанные соответственно в 1973 и в 2001 годах, но данные документы уже не отвечают требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 года. Другие муниципальные образования планируют подготовку правил землепользования и застройки, но в связи с отсутствием средств в местных бюджетах пока эта работа не ведется.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года N 1394 "О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создании условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления" определены мероприятия в области государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления на 2006-2008 годы, в том числе и мероприятия в области градостроительной деятельности. При этом сроки исполнения мероприятий по разработке и внедрению методических рекомендаций по подготовке и утверждению органами местного самоуправления документов, касающихся территориального планирования поселений и муниципальных районов, разработке методических рекомендаций по внедрению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, определены только на IV квартал 2008 года Разработанные модельные правила землепользования и застройки городского и сельского поселения, городского округа не учитывают специфики муниципальных образований Ярославской области.

Необходимость своевременной подготовки градостроительной документации обусловлена и тем, что наличие градостроительной документации и правил землепользования и застройки является одним из условий участия Ярославской области в федеральных целевых программах, например в подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой" в рамках Федеральной целевой программе "Жилище". Необходимым условием участия в данной подпрограмме является подготовка документации по планировке территории и правил землепользования и застройки. Градостроительный кодекс Российской Федерации не допускает подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования с 1 января 2008 года. Это означает, что в 2007 году муниципальными образованиями должна быть запланирована разработка документов территориального планирования: схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, нормативно-правового акта - правил землепользования и застройки.

В обязанности органов исполнительной власти Ярославской области входит осуществление мер содействия устойчивому развитию территорий муниципальных образований, существенно необходимых для создания благоприятных условий жизнедеятельности человека, обеспечения рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Кроме того, грамотное зонирование и упорядочение землепользования и застройки территорий муниципальных образований позволит остановить развернувшийся процесс неконтролируемой скупки земель сельскохозяйственного назначения без перевода их в земли поселений и самовольной их застройки.

В целях обеспечения комплексного решения данной проблемы одновременно по всем вышеперечисленным направлениям, для достижения устойчивого развития территорий муниципальных образований Ярославской области, их территориального и градостроительного зонирования для развития строительства необходима финансовая поддержка муниципальных образований Ярославской области, требуется применение программно-целевого метода, обеспечивающего поэтапное достижение поставленной цели, увязку бюджетных финансовых ресурсов с максимальной управляемостью и контролем результативности мероприятий.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Целью реализации Программы является создание условий для:

- устойчивого развития территорий муниципальных образований области;

- развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, Ярославской области, муниципальных образований области;

- сохранения окружающей среды, объектов культурного наследия;

- планировки территорий муниципальных образований;

- обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

- привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Для достижения указанной цели в ходе реализации Программырешаются следующие задачи:

- обеспечение муниципальных образований Ярославской области градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки территорий поселений, городских округов;

- определение назначения территорий муниципальных образований Ярославской области исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов;

- создание нормативно-правовых условий для:

определения использования территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений в муниципальных образованиях области;

использования и строительного обустройства земельных участков и иных объектов недвижимости в условиях рынка;

планирования развития территорий;

- создание механизма реализации планов градостроительного развития, намерений жителей муниципальных образований области создавать благоприятную среду для проживания.

III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


(В редакции Закона ЯО от 03.12.2007 N 103-з (ru76000200700985))

Программа рассчитана на 2007-2009 годы.

Генеральными планами будет обеспечено:

в 2007 году - 9 муниципальных образований;

в 2008 году - 36 муниципальных образований;

в 2009 году - 49 муниципальных образований;

правилами землепользования и застройки будет обеспечено:

в 2007 году - 8 муниципальных образований;

в 2008 году - 39 муниципальных образований;

в 2009 году - 48 муниципальных образований.

IV. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»