Недействующий

Об утверждении комплексной целевой программы «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» на 2007 - 2011 годы (утратил силу)


УТВЕРЖДЕНА
Законом Ярославской области
от 22.11.2006  N 79-з

     

Комплексная целевая программа
«Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области»
на 2007 - 2011 годы



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование
Программы

комплексная целевая программа «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» (далее - Программа)

Основание
разработки
Программы

письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2005 N СМ-16/2362; письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2005 N 10-4-12/422 «О национальном проекте»

Государственный
заказчик
Программы

департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент АПК)

Основной
разработчик
Программы
(в установленном порядке)

департамент АПК

Цели и задачи
Программы

- создание устойчивой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее также - СПоК) в сфере кредитования, заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания, снабжения и сбыта, страхования и т.д.;

- создание условий для поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств (далее также - КФХ) и личных подсобных хозяйств (далее также - ЛПХ), садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений (далее также - НО);

- привлечение инвестиций в сельское хозяйство       Ярославской области;

- создание условий для доступности финансового обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

- увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

- организация повышения квалификации и подготовки кадров;

- информационно-консультационное обеспечение   деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

- создание дополнительных рабочих мест

Важнейшие

индикаторы и

показатели

Программы













Сроки реализации
Программы

- организация потребительских кооперативов по различным видам деятельности ежегодно в течение 2007-2011 годов;

- показатели ежегодного роста к предыдущему году в течение 2007-2011 годов:

1) объем услуг, оказанных потребительскими         кооперативами;

2) объем производства сельскохозяйственной        продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях;

3) производительность труда в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях;

4) количество рабочих мест в сельскохозяйственных потребительских кооперативах

2007 - 2011 годы

Перечень
подпрограмм


«Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов»;

«Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств»;

«Поддержка личных подсобных хозяйств населения»;

«Поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений»

Общая стоимость
Программы



в том числе:

средства областного бюджета

средства внебюджетных источников

- 2 409 млн. руб.,





- 278 млн. руб.;



- 2 131 млн. руб.

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

Программы





- создание в каждом муниципальном районе Ярославской области не менее одного сельскохозяйственного потребительского кооператива;

- увеличение производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях на 42 процента в 2011 году к уровню 2005 года;

- обеспечение сельскохозяйственными потребительскими кооперативами среднегодовых темпов прироста оказания услуг не менее чем на 25 процентов

Ответственное лицо для контакта

определяется постановлением Администрации Ярославской области


I. Содержание проблемы

Агропромышленный комплекс является важным фактором стабильности социально-экономического положения Ярославской области. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (далее - Ярославльстат) за 2004 год на долю агропромышленного комплекса (без стоимости переработки сельскохозяйственной продукции и услуг) приходилось 4,5 процента валового внутреннего продукта Ярославской области. Сельское хозяйство Ярославской области располагает стратегическими возможностями для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности. Это подтверждается тем, что за счет собственного производства Ярославская область обеспечивает потребности в основных продуктах питания: молоке, яйце, мясе птицы, картофеле и овощах.

В 2005 году в агропромышленный комплекс Ярославской области входило 392 коллективных сельскохозяйственных предприятия, производящих сельскохозяйственную продукцию, 2052 КФХ и 58 промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья (из них 18 молокозаводов, 3 мясокомбината, 13 предприятий пищевой промышленности, 10 предприятий по первичной переработке льна, 32 предприятия по материально-техническому обеспечению, агрохимическому обслуживанию, ремонту техники и электрооборудования, 10 кредитных потребительских кооперативов, 1 перерабатывающий и 3 снабженческо-сбытовых потребительских кооператива). Кроме того, в 9 районах имеются и успешно работают 9 представительств кредитных потребительских кооперативов. Число семей, занятых в ЛПХ, составляет 216,1 тыс., а число городских и сельских семей, занятых садоводством и огородничеством - 173,2 тыс. На сельской территории проживает 250,1 тыс. человек, или 18,7 процента от общей численности населения Ярославской области. В том числе в сельскохозяйственном производстве (помимо ЛПХ и НО) занято 27,7 тыс. человек, или 4,2 процента от общей численности работающих по Ярославской области. Ежегодное снижение численности сельского населения, в том числе в трудоспособном возрасте, составляет от 3 до 7 процентов. Заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, остается самой низкой по сравнению с другими отраслями экономики Ярославской области и за последние три года в среднем в 2 раза ниже среднеобластного показателя.

На протяжении последних лет экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности с каждым годом ухудшается. Снижаются посевные площади, уменьшается поголовье скота, растет кредиторская задолженность, до 80 процентов изношена материально-техническая база. Такое положение во многом связано с опережающим ростом цен на материальные ресурсы: горюче-смазочные материалы, электроэнергию, технику, запасные части и другие материалы. Из-за неэквивалентного межотраслевого обмена производимой продукции сельскохозяйственные организации испытывают хронический недостаток финансовых средств как для проведения необходимого технологического цикла, так и для обеспечения выплаты достойной заработной платы своим работникам.

Эти тенденции сохраняются не только по Ярославской области, но и в целом по стране. Все эти негативные факторы сдерживают перевод сельскохозяйственного производства на современный технологический уровень, позволяющий значительно снизить затраты и повысить производительность труда.

Осуществляемые меры экономической поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей из бюджетов всех уровней уменьшают отрицательное воздействие неблагоприятных условий на развитие сельскохозяйственного производства, но они недостаточны и не дают возможность сохранить даже простое воспроизводство. Удельный вес дотационной поддержки из бюджетов всех уровней в структуре выручки ежегодно снижается. Если в 2002 году субсидии на сельскохозяйственное производство составили 7,7 копейки на 1 рубль реализованной продукции, то в 2003 году - 7,5 копейки, а в 2004 году - 5,8 копейки.

По сравнению с 2004 годом в 2005 году количество убыточных сельскохозяйственных предприятий увеличилось со 162 до 201, или на 9 процентов. То есть 53 процента от общего числа хозяйств являются убыточными. Из этого числа более половины в последние три года являются хронически убыточными, то есть по существу банкротами. Работники данных предприятий вынуждены обеспечивать свое существование в основном за счет ЛПХ. В такой сложной ситуации ЛПХ, а также КФХ способствуют снижению социальной напряженности (особенно на территориях убыточных и обанкротившихся предприятий), налаживанию устойчивого развития сельских территорий, обеспечению занятости и поддержанию доходов сельского населения. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим.

КФХ, ЛПХ, малые предприятия испытывают трудности при реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, получении кредитов, материально-технического снабжения. Они испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу незначительной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития кооперации. В начальной стадии создания находятся кредитные, страховые, снабженческо-сбытовые, заготовительные, обслуживающие, перерабатывающие потребительские кооперативы, без которых невозможно дальнейшее успешное экономическое развитие на селе.

Доступ сельского населения к информации о рынке товаров и услуг ограничен в силу объективных причин. Отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий Ярославской области, Ярославским областным Союзом садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений, владельцами ЛПХ - с другой. Это приводит к несоблюдению интересов и потребностей фермеров и сельских жителей при разработке мер аграрной политики, снижает ее эффективность.

При разработке Программы учитывались следующие базовые положения:

- мелкотоварное сельское хозяйство является полноправным и неотъемлемым элементом агропромышленного комплекса и экономики сельского хозяйства;

- развитие малых форм хозяйствования является основой формирования среднего класса - гаранта политической стабильности и социально ориентированной рыночной экономики;

- потенциал мелкотоварного сельского хозяйства может быть реализован в полной мере при условии постоянной финансовой поддержки со стороны государства.

Программа разработана в соответствии с приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса», объявленным Президентом Российской Федерации. Реализация национального проекта предусматривает привлечение средств из федерального, региональных и местных бюджетов. Поэтому органам власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать соответствующие региональные целевые программы (письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2005 N СМ-16/2362 и от 11.08.2005 N 10-4-12/422 «О национальном проекте»).

Необходимость разработки Программы возникла в связи с тем, что малые формы хозяйствования в Ярославской области производят в стоимостном выражении более 60 процентов всего объема сельскохозяйственной продукции, а организационная, финансовая поддержка для них практически отсутствует. В этом секторе экономики занято более 390 тыс. городских и сельских семей (то есть примерно 70 процентов населения Ярославской области занимается производством сельскохозяйственной продукции).


II. Цели и задачи Программы

Целью Программы является развитие сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования агропромышленного комплекса, направленное на социальную защиту сельского населения.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

- содействие созданию СПоК;

- создание условий для поддержки развития СПоК, КФХ, ЛПХ, НО;

- создание условий для доступности финансового обеспечения СПоК, КФХ, ЛПХ, НО;

- стабилизация производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

- организация повышения квалификации и подготовки кадров;