Комплексная целевая программа
«Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области»
на 2007 - 2011 годы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование | комплексная целевая программа «Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области» (далее - Программа) |
Основание | письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2005 N СМ-16/2362; письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2005 N 10-4-12/422 «О национальном проекте» |
Государственный | департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент АПК) |
Основной | департамент АПК |
Цели и задачи | - создание устойчивой сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее также - СПоК) в сфере кредитования, заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания, снабжения и сбыта, страхования и т.д.; - создание условий для поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств (далее также - КФХ) и личных подсобных хозяйств (далее также - ЛПХ), садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений (далее также - НО); |
- привлечение инвестиций в сельское хозяйство Ярославской области; - создание условий для доступности финансового обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений; - увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции; - организация повышения квалификации и подготовки кадров; - информационно-консультационное обеспечение деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений; - создание дополнительных рабочих мест | |
Важнейшие индикаторы и показатели Программы
| - организация потребительских кооперативов по различным видам деятельности ежегодно в течение 2007-2011 годов; - показатели ежегодного роста к предыдущему году в течение 2007-2011 годов: 1) объем услуг, оказанных потребительскими кооперативами; 2) объем производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях; 3) производительность труда в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях; 4) количество рабочих мест в сельскохозяйственных потребительских кооперативах 2007 - 2011 годы |
Перечень | «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов»; «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств»; «Поддержка личных подсобных хозяйств населения»; «Поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений» |
Общая стоимость в том числе: средства областного бюджета | - 2 409 млн. руб.,
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - создание в каждом муниципальном районе Ярославской области не менее одного сельскохозяйственного потребительского кооператива; - увеличение производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях на 42 процента в 2011 году к уровню 2005 года; - обеспечение сельскохозяйственными потребительскими кооперативами среднегодовых темпов прироста оказания услуг не менее чем на 25 процентов |
Ответственное лицо для контакта | определяется постановлением Администрации Ярославской области |
I. Содержание проблемы
Агропромышленный комплекс является важным фактором стабильности социально-экономического положения Ярославской области. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (далее - Ярославльстат) за 2004 год на долю агропромышленного комплекса (без стоимости переработки сельскохозяйственной продукции и услуг) приходилось 4,5 процента валового внутреннего продукта Ярославской области. Сельское хозяйство Ярославской области располагает стратегическими возможностями для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности. Это подтверждается тем, что за счет собственного производства Ярославская область обеспечивает потребности в основных продуктах питания: молоке, яйце, мясе птицы, картофеле и овощах.
В 2005 году в агропромышленный комплекс Ярославской области входило 392 коллективных сельскохозяйственных предприятия, производящих сельскохозяйственную продукцию, 2052 КФХ и 58 промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья (из них 18 молокозаводов, 3 мясокомбината, 13 предприятий пищевой промышленности, 10 предприятий по первичной переработке льна, 32 предприятия по материально-техническому обеспечению, агрохимическому обслуживанию, ремонту техники и электрооборудования, 10 кредитных потребительских кооперативов, 1 перерабатывающий и 3 снабженческо-сбытовых потребительских кооператива). Кроме того, в 9 районах имеются и успешно работают 9 представительств кредитных потребительских кооперативов. Число семей, занятых в ЛПХ, составляет 216,1 тыс., а число городских и сельских семей, занятых садоводством и огородничеством - 173,2 тыс. На сельской территории проживает 250,1 тыс. человек, или 18,7 процента от общей численности населения Ярославской области. В том числе в сельскохозяйственном производстве (помимо ЛПХ и НО) занято 27,7 тыс. человек, или 4,2 процента от общей численности работающих по Ярославской области. Ежегодное снижение численности сельского населения, в том числе в трудоспособном возрасте, составляет от 3 до 7 процентов. Заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, остается самой низкой по сравнению с другими отраслями экономики Ярославской области и за последние три года в среднем в 2 раза ниже среднеобластного показателя.
На протяжении последних лет экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности с каждым годом ухудшается. Снижаются посевные площади, уменьшается поголовье скота, растет кредиторская задолженность, до 80 процентов изношена материально-техническая база. Такое положение во многом связано с опережающим ростом цен на материальные ресурсы: горюче-смазочные материалы, электроэнергию, технику, запасные части и другие материалы. Из-за неэквивалентного межотраслевого обмена производимой продукции сельскохозяйственные организации испытывают хронический недостаток финансовых средств как для проведения необходимого технологического цикла, так и для обеспечения выплаты достойной заработной платы своим работникам.
Эти тенденции сохраняются не только по Ярославской области, но и в целом по стране. Все эти негативные факторы сдерживают перевод сельскохозяйственного производства на современный технологический уровень, позволяющий значительно снизить затраты и повысить производительность труда.
Осуществляемые меры экономической поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей из бюджетов всех уровней уменьшают отрицательное воздействие неблагоприятных условий на развитие сельскохозяйственного производства, но они недостаточны и не дают возможность сохранить даже простое воспроизводство. Удельный вес дотационной поддержки из бюджетов всех уровней в структуре выручки ежегодно снижается. Если в 2002 году субсидии на сельскохозяйственное производство составили 7,7 копейки на 1 рубль реализованной продукции, то в 2003 году - 7,5 копейки, а в 2004 году - 5,8 копейки.
По сравнению с 2004 годом в 2005 году количество убыточных сельскохозяйственных предприятий увеличилось со 162 до 201, или на 9 процентов. То есть 53 процента от общего числа хозяйств являются убыточными. Из этого числа более половины в последние три года являются хронически убыточными, то есть по существу банкротами. Работники данных предприятий вынуждены обеспечивать свое существование в основном за счет ЛПХ. В такой сложной ситуации ЛПХ, а также КФХ способствуют снижению социальной напряженности (особенно на территориях убыточных и обанкротившихся предприятий), налаживанию устойчивого развития сельских территорий, обеспечению занятости и поддержанию доходов сельского населения. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим.
КФХ, ЛПХ, малые предприятия испытывают трудности при реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, получении кредитов, материально-технического снабжения. Они испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу незначительной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития кооперации. В начальной стадии создания находятся кредитные, страховые, снабженческо-сбытовые, заготовительные, обслуживающие, перерабатывающие потребительские кооперативы, без которых невозможно дальнейшее успешное экономическое развитие на селе.
Доступ сельского населения к информации о рынке товаров и услуг ограничен в силу объективных причин. Отсутствует механизм регулярного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий Ярославской области, Ярославским областным Союзом садоводческих, огороднических и некоммерческих объединений, владельцами ЛПХ - с другой. Это приводит к несоблюдению интересов и потребностей фермеров и сельских жителей при разработке мер аграрной политики, снижает ее эффективность.
При разработке Программы учитывались следующие базовые положения:
- мелкотоварное сельское хозяйство является полноправным и неотъемлемым элементом агропромышленного комплекса и экономики сельского хозяйства;
- развитие малых форм хозяйствования является основой формирования среднего класса - гаранта политической стабильности и социально ориентированной рыночной экономики;
- потенциал мелкотоварного сельского хозяйства может быть реализован в полной мере при условии постоянной финансовой поддержки со стороны государства.
Программа разработана в соответствии с приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса», объявленным Президентом Российской Федерации. Реализация национального проекта предусматривает привлечение средств из федерального, региональных и местных бюджетов. Поэтому органам власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать соответствующие региональные целевые программы (письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.08.2005 N СМ-16/2362 и от 11.08.2005 N 10-4-12/422 «О национальном проекте»).
Необходимость разработки Программы возникла в связи с тем, что малые формы хозяйствования в Ярославской области производят в стоимостном выражении более 60 процентов всего объема сельскохозяйственной продукции, а организационная, финансовая поддержка для них практически отсутствует. В этом секторе экономики занято более 390 тыс. городских и сельских семей (то есть примерно 70 процентов населения Ярославской области занимается производством сельскохозяйственной продукции).
II. Цели и задачи Программы
Целью Программы является развитие сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования агропромышленного комплекса, направленное на социальную защиту сельского населения.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- содействие созданию СПоК;
- создание условий для поддержки развития СПоК, КФХ, ЛПХ, НО;
- создание условий для доступности финансового обеспечения СПоК, КФХ, ЛПХ, НО;
- стабилизация производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- организация повышения квалификации и подготовки кадров;