ГУБЕРНАТОРСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ОТХОДЫ»
на 2006 - 2007 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы | губернаторская целевая программа «Отходы» на 2006-2007 годы (далее - Программа) |
Основание разработки Программы | федеральные законы: от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; |
Государственные заказчики Программы | департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области; |
Государственный заказчик-координатор Программы | департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области |
Основной разработчик Программы | рабочая группа по разработке областной целевой программы «Отходы» на 2006-2007 годы, созданная приказом заместителя Губернатора области - директора департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 11.02.2005 года N 7 |
Цель и задачи Программы | цель Программы: |
Сроки реализации Программы | 2006-2007 годы |
Перечень разделов | I. Cодержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами |
Исполнители Программы | департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области; |
Общая стоимость Программы | 77,75 млн. рублей за счет средств областного бюджета по разделу 1100, подразделу 1101 «Субсидии местным бюджетам на финансирование природоохранных мероприятий» и по разделу 0600 «Охрана окружающей среды» |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | улучшение состояния водных объектов области за счет строительства новых и реконструкции существующих очистных сооружений; |
Ответственные лица для контактов, куратор Программы | - заместитель директора департамента - председатель комитета по охране окружающей среды департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Лихобабин С.П., тел./факс 32-96-58; |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Проблемы негативного воздействия на окружающую природную среду отходов производства и потребления являются для Ярославской области актуальными, требуют постоянного внимания, принятия квалифицированных решений.
Одна из острейших проблем - ситуация, сложившаяся с твердыми бытовыми отходами (далее ТБО) и загрязненными канализационными стоками.
На территории Ярославской области ежегодно образуется свыше 1,1 млн. тонн отходов производства и потребления, в том числе около 480 тыс. тонн - ТБО, что составляет более 300 кг на человека в год.
Динамика и объемы образования ТБО в последнее время свидетельствуют о постоянном и значительном их росте, в то время как уровень их использования далек от желаемого. Ситуация усугубляется значительным увеличением объема одноразовой упаковки, достигающей 40 процентов от всего ТБО. Весь бытовой мусор, за исключением ТБО города Ярославля, напрямую направляется для захоронения на полигоны и свалки области, которых насчитывается более 80. Общая площадь земель, занятых под полигоны и свалки на территории области, составляет 217 га, вместимость свалок - около 110,0 млн. тонн. Большинство свалок и полигонов характеризуются низким уровнем благоустройства, не отвечают природоохранным стандартам, не имеют проектной документации и документов на отвод земли. Они существенно ухудшают экологическую обстановку, загрязняя поверхностные и подземные воды, землю, отравляя атмосферный воздух, растительный и животный мир.
Проблема загрязнения водных объектов сточными водами на территории большинства муниципальных образований области приобретает все большую остроту и требует скорейшего решения. Наибольшая доля в общем сбросе загрязненных сточных вод в водные объекты области принадлежит жилищно-коммунальному хозяйству. Объем стоков, поступающих в системы канализации и проходящих через очистные сооружения, составляют не более 70 процентов. Но и эти очищенные сточные воды редко отвечают нормативным требованиям сброса загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты. Наибольшая острота проблемы очистки сточных вод наблюдается в городах Рыбинск, Ростов, Пошехонье, пос. Борисоглебском, пос. Некрасовское, с. Брейтове и др.
Анализ существующего положения в сфере обращения с твердыми и жидкими бытовыми отходами на территории области позволяет сделать вывод о необходимости решения проблем обращения с бытовыми отходами программными методами.
II. Основные цели и задачи Программы
Программа «Отходы» разработана для решения проблем обращения с твердыми и жидкими бытовыми отходами в муниципальных образованиях области на 2006-2007 годы.
Целью Программы является стабилизация и улучшение санитарно-эпидемической и экологической обстановки на территории области за счет снижения уровня воздействия на окружающую среду твердых и жидких бытовых отходов и уменьшение экологического ущерба, наносимого окружающей природной среде.
Основные задачи Программы:
- совершенствование существующей системы организационных, управленческих, правовых, нормативно-методических и экономических регуляторов обращения с твердыми и жидкими бытовыми отходами;
- обеспечение экологически безопасного размещения твердых бытовых отходов путем реконструкции существующих и строительства новых полигонов по захоронению твердых бытовых отходов;
- решение проблемы обезвреживания жидких бытовых отходов путем ремонта и реконструкции существующих и строительства новых сооружений по очистке загрязненных сточных вод;
III. Сроки реализации Программы
Срок реализации областной целевой программы «Отходы» - 2006-2007 годы.
IV. Направления деятельности по реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в следующих направлениях:
1. Совершенствование региональной нормативной правовой базы.
Нормативная правовая база в сфере обращения с отходами недостаточна, частично устарела, не всегда содержит конкретных механизмов выполнения тех или иных нормативных требований. Поэтому совершенствование региональной нормативной правовой базы по вопросам обращения с отходами является одним из основных направлений деятельности по реализации Программы. Потребность в средствах, необходимых для организации данного направления деятельности, приведена в разделе VIII Программы.