ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2006 года N 83
______________________
Утратило силу на основании
постановления Губернатора Ярославской бласти
от 23 июня 2009 года N 315
______________________
В соответствии с федеральными законами от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также в целях предотвращения загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, стабилизации санитарно - эпидемиологической обстановки на территории Ярославской области
постановляю:
1. Утвердить губернаторскую целевую программу «Отходы» на 2006-2007 годы (далее - Программа) и считать ее составной частью стратегии социально - экономического развития Ярославской области.
2. Департаменту финансов Ярославской области (Федоров А.П.) производить финансирование Программы за счет средств, предусмотренных в расходной части областного бюджета по разделу 1100, подразделу 1101 «Субсидии местным бюджетам на финансирование природоохранных мероприятий» и разделу 0600 «Охрана окружающей среды».
3. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.):
3.1. При корректировке областного бюджета на 2006 год включить Программу в перечень областных целевых программ.
3.2. В течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учетом возможностей областного бюджета.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области предусмотреть выделение средства из бюджетов муниципальных образований на выполнение мероприятий Программы.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области - директора департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Боровицкого М.В.
Губернатор области
А.И. Лисицын
ГУБЕРНАТОРСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ОТХОДЫ»
на 2006 - 2007 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы | губернаторская целевая программа «Отходы» на 2006-2007 годы (далее - Программа) |
Основание разработки Программы | федеральные законы: от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; |
Государственные заказчики Программы | департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области; |
Государственный заказчик-координатор Программы | департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области |
Основной разработчик Программы | рабочая группа по разработке областной целевой программы «Отходы» на 2006-2007 годы, созданная приказом заместителя Губернатора области - директора департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 11.02.2005 года N 7 |
Цель и задачи Программы | цель Программы: |
Сроки реализации Программы | 2006-2007 годы |
Перечень разделов | I. Cодержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами |
Исполнители Программы | департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области; |
Общая стоимость Программы | 77,75 млн. рублей за счет средств областного бюджета по разделу 1100, подразделу 1101 «Субсидии местным бюджетам на финансирование природоохранных мероприятий» и по разделу 0600 «Охрана окружающей среды» |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | улучшение состояния водных объектов области за счет строительства новых и реконструкции существующих очистных сооружений; |
Ответственные лица для контактов, куратор Программы | - заместитель директора департамента - председатель комитета по охране окружающей среды департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Лихобабин С.П., тел./факс 32-96-58; |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Проблемы негативного воздействия на окружающую природную среду отходов производства и потребления являются для Ярославской области актуальными, требуют постоянного внимания, принятия квалифицированных решений.
Одна из острейших проблем - ситуация, сложившаяся с твердыми бытовыми отходами (далее ТБО) и загрязненными канализационными стоками.
На территории Ярославской области ежегодно образуется свыше 1,1 млн. тонн отходов производства и потребления, в том числе около 480 тыс. тонн - ТБО, что составляет более 300 кг на человека в год.
Динамика и объемы образования ТБО в последнее время свидетельствуют о постоянном и значительном их росте, в то время как уровень их использования далек от желаемого. Ситуация усугубляется значительным увеличением объема одноразовой упаковки, достигающей 40 процентов от всего ТБО. Весь бытовой мусор, за исключением ТБО города Ярославля, напрямую направляется для захоронения на полигоны и свалки области, которых насчитывается более 80. Общая площадь земель, занятых под полигоны и свалки на территории области, составляет 217 га, вместимость свалок - около 110,0 млн. тонн. Большинство свалок и полигонов характеризуются низким уровнем благоустройства, не отвечают природоохранным стандартам, не имеют проектной документации и документов на отвод земли. Они существенно ухудшают экологическую обстановку, загрязняя поверхностные и подземные воды, землю, отравляя атмосферный воздух, растительный и животный мир.
Проблема загрязнения водных объектов сточными водами на территории большинства муниципальных образований области приобретает все большую остроту и требует скорейшего решения. Наибольшая доля в общем сбросе загрязненных сточных вод в водные объекты области принадлежит жилищно-коммунальному хозяйству. Объем стоков, поступающих в системы канализации и проходящих через очистные сооружения, составляют не более 70 процентов. Но и эти очищенные сточные воды редко отвечают нормативным требованиям сброса загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты. Наибольшая острота проблемы очистки сточных вод наблюдается в городах Рыбинск, Ростов, Пошехонье, пос. Борисоглебском, пос. Некрасовское, с. Брейтове и др.
Анализ существующего положения в сфере обращения с твердыми и жидкими бытовыми отходами на территории области позволяет сделать вывод о необходимости решения проблем обращения с бытовыми отходами программными методами.
II. Основные цели и задачи Программы
Программа «Отходы» разработана для решения проблем обращения с твердыми и жидкими бытовыми отходами в муниципальных образованиях области на 2006-2007 годы.
Целью Программы является стабилизация и улучшение санитарно-эпидемической и экологической обстановки на территории области за счет снижения уровня воздействия на окружающую среду твердых и жидких бытовых отходов и уменьшение экологического ущерба, наносимого окружающей природной среде.
Основные задачи Программы:
- совершенствование существующей системы организационных, управленческих, правовых, нормативно-методических и экономических регуляторов обращения с твердыми и жидкими бытовыми отходами;
- обеспечение экологически безопасного размещения твердых бытовых отходов путем реконструкции существующих и строительства новых полигонов по захоронению твердых бытовых отходов;
- решение проблемы обезвреживания жидких бытовых отходов путем ремонта и реконструкции существующих и строительства новых сооружений по очистке загрязненных сточных вод;
III. Сроки реализации Программы
Срок реализации областной целевой программы «Отходы» - 2006-2007 годы.
IV. Направления деятельности по реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в следующих направлениях:
1. Совершенствование региональной нормативной правовой базы.
Нормативная правовая база в сфере обращения с отходами недостаточна, частично устарела, не всегда содержит конкретных механизмов выполнения тех или иных нормативных требований. Поэтому совершенствование региональной нормативной правовой базы по вопросам обращения с отходами является одним из основных направлений деятельности по реализации Программы. Потребность в средствах, необходимых для организации данного направления деятельности, приведена в разделе VIII Программы.
2. Совершенствование системы обращения c ТБО:
2.1. Сокращение объемов ТБО, поступающих на свалки и полигоны области, за счет внедрения системы отбора вторичного сырья на мусоросортировочных станциях и у источника образования отходов, в том числе на мини-сортировочных пунктах ТБО.
2.2. Развитие на территории области сети сбора и приема вторичных ресурсов и создание мощностей по переработке вторичного сырья (бумага, пластмасса, полиэтилен, стеклобой, отработанные шины и резинотехнические изделия и др.).
2.3. Расширение системы централизованного сбора и вывоза ТБО, охват ею населения частного сектора (в городах и поселках) путем строительства стандартных контейнерных площадок или выноса индивидуальных мусоросборников к мусоровозу, приезжающему в определенные точки по согласованному и доведенному до жителей графику.
2.4. Строительство новых и обустройство существующих свалок и полигонов ТБО.
2.5. Создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу обращения с ТБО.
3. Научная и общественно - просветительная деятельность в сфере обращения с твердыми и жидкими отходами. Экологическое образование и просвещение.
Как показывает практика, в ходе реализации Программы встают вопросы по организации и проведению научно-исследовательских работ по изысканию новых методов и технологий утилизации твердых и жидких бытовых отходов. Научно-исследовательские работы в данной сфере проводятся за счет средств областного бюджета в случае, если они направлены на решение проблем, имеющих региональное значение, по согласованию с межведомственным координационным советом при Администрации области по работе с отходами производства и потребления. Объем финансовых средств на научно-исследовательские работы приведен в разделе VIII Программы.
Уровень экологического образования специалистов и должностных лиц, принимающих решения в сфере обращения с отходами, имеет большое значение для успешной реализации целей и задач Программы. Для этого в рамках Программы предусматривается обучение по данной тематике руководителей и специалистов, участие в специализированных семинарах и конференциях, выпуск специальных сборников, регулярное представление соответствующей информации для заинтересованной общественности и представителям средств массовой информации и др. Потребность в средствах на мероприятия по обучению и повышению квалификации специалистов по работе с отходами приведена в разделе VIII Программы.
4. Реконструкция и строительство объектов по очистке загрязненных сточных вод и размещению ТБО.
Перечень объектов по очистке загрязненных сточных вод и захоронению ТБО, включенных в Программу, составлен на основании ранжирования мероприятий, предложенных муниципальными образованиями области и департаментом жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области и представлен в разделе VIII Программы.
5. Проведение работ по уменьшению экологической опасности от отходов I-III класса опасности.
В каждом муниципальном образовании области существуют проблемы с утилизацией ртутьсодержащих отходов, образующихся у населения и областных бюджетных организаций и учреждений, с вывозом и уничтожением не пригодных для применения ядохимикатов и с обеззараживанием биологических отходов. Потребность в средствах, необходимых на решение этих проблем, приведена в разделе VIII Программы.
V. Контроль за ходом реализации Программы
Управление Программой осуществляется с помощью нормативных правовых и экономических рычагов.
Контроль за реализацией Программы в части определения первоочередных объектов строительства и его проведения осуществляют департаменты агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования; жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области; администрации муниципальных районов области; в части контроля за ходом софинансирования указанных средств - департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований области.
Государственный заказчик - координатор Программы ежегодно готовит бюджетную заявку на финансирование мероприятий, уточняет целевые показатели и объем затрат на реализацию мероприятий, сроки их реализации, состав исполнителей и др., для чего ежегодно запрашивает у исполнителей мероприятий Программы документы, подтверждающие объемы финансирования. Мероприятия Программы, связанные с реализацией проектов, финансируются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В ходе реализации Программы возможна корректировка первоочередных мероприятий и перераспределение финансовых средств с целью их концентрации на решении узловых проблем.
Текущий контроль за ходом реализации Программы осуществляет межведомственный координационный совет при Администрации области по работе с отходами производства и потребления.
VI. Оценка эффективности и социально-экологических последствий реализации Программы
В результате выполнения мероприятий Программы будут:
- разработаны документы по правовому, нормативно-методическому и экономическому регулированию обращения с твердыми и жидкими бытовыми отходами (по мере необходимости);
- проведены научные изыскания методов и технологий утилизации твердых и жидких бытовых отходов (по мере необходимости);
- улучшено состояние водных объектов области за счет снижения поступления загрязняющих веществ со сточными канализационными водами за счет строительства, реконструкции или капитального ремонта очистных канализационных сооружений в 14 муниципальных образованиях области;
- решены проблемы размещения ТБО в 11 муниципальных образованиях области путем строительства новых и реконструкции существующих свалок и полигонов захоронения ТБО;
- сокращено количество вывозимых на захоронение ТБО за счет увеличения объемов сбора вторичного сырья;
- утилизированы ртутьсодержащие отходы от населения области и от организаций и учреждений, финансируемых из бюджета области;
- собраны и вывезены на ликвидацию около 50 тонн запрещенных и не пригодных для дальнейшего применения ядохимикатов;
- построено 20 сооружений по обеззараживанию биологических отходов (по одному на муниципальное образование);
- проведены мероприятия по обучению и повышению квалификации специалистов, работающих в сфере обращения с твердыми и жидкими бытовыми отходами.
В целом реализация Программы улучшит состояние окружающей природной среды, снизит риски от воздействия на нее антропогенных загрязнений, тем самым стабилизирует экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории области и улучшит показатели здоровья населения. Экологический ущерб, наносимый окружающей среде, будет уменьшен на сумму не менее 500 млн. рублей (без учета аварийных ситуаций).