В Ярославской области проживает 1338,7 тысячи человек, в том числе в сельской местности - 18,8 процента населения области. За последние годы медико-демографические показатели состояния здоровья населения Ярославской области ухудшаются, уровень смертности в 2,1 раза выше, чем рождаемости. Общая смертность сельчан в нашей области за последние 10 лет выросла на 19 процентов и в 2004 году составила 24,9 случаев на 1000 населения, что на 33 процента больше, чем показатель смертности городского населения (18,7 на 1000 населения). Показатель младенческой смертности в 2004 году в городах области составил 9,9 случаев на 1000 населения, в сельской местности - 14,05. Особую тревогу вызывает состояние здоровья сельских жителей, именно у них регистрируется наиболее высокий уровень запущенных заболеваний и первичного выхода на инвалидность. Проведенный департаментом здравоохранения анализ показателей здоровья свидетельствует о высоком уровне онкозаболеваемости, заболеваемости туберкулезом, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения, травматизма. В ряде лечебно-профилактических учреждениях области имеет место недостаточная доступность амбулаторно-поликлинической помощи, что связано с кадровым дефицитом, удаленностью поликлиник от места жительства и значительной нагрузкой на поликлинических приемах. В большинстве районов доступность медицинской помощи ограничена в связи с транспортными проблемами и дороговизной проезда. Статистика свидетельствует, что жители села в 2,5 раза реже, чем городские жители обращаются к врачам за медицинской помощью. В тоже время обращаемость населения за скорой медицинской помощью из года в год увеличивается и в ряде муниципальных районов области достигает 547,6 вызовов на 1000 населения (по территориальной программе государственных гарантий Ярославской области на 2004 год - 367,1 на 1000 населения). В последнее время четко прослеживается значительное снижение обращаемости жителей села в областные лечебные учреждения, что, влияет на объем и качество оказываемой медицинской помощи. Удельный вес сельских жителей, пролеченных в областных лечебно-профилактических учреждениях (далее - ЛПУ), составляет 29,6 процента.
В настоящее время первичную медико-санитарную помощь жителям городов и сел муниципальных районов оказывают 20 ЛПУ г. Ярославля и 12 ЛПУ г. Рыбинска, Переславская городская больница, 15 центральных районных, 6 районных и 13 участковых больниц, 1 центральная районная поликлиника, 16 самостоятельных амбулаторий. Кроме того, развернуто 28 врачебных амбулаторий, 8 офисов общей врачебной практики, 393 фельдшерско-акушерских пункта (далее - ФАП). Среднее число жителей на 1 терапевтическом участке в г. Ярославле составляет 2230 человек, в г. Рыбинске - 1680 человек, на одном ФАП - 323 человека.
Участковые больницы и врачебные амбулатории обслуживают участки со средней численностью населения от 450 до 6500 человек, радиус обслуживания составляет от 10-15 до 50 км, удаленность участков от центральных районных больниц (далее - ЦРБ) - от 7 до 70 км.
В настоящее время значительная часть ЛПУ на селе имеют неудовлетворительную материально-техническую базу: 80 процентов учреждений имеют морально устаревшее диагностическое и лечебное оборудование, 75 процентов ФАП располагаются в приспособленных зданиях, 85 процентов требуют капитального и текущего ремонта, 30 процентов зданий не соответствуют санитарным нормам, 22 процента не имеют телефонной связи и только 2 процента ФАП имеют закрепленный транспорт.
Сохраняется диспропорция в обеспеченности городов и районов квалифицированными медицинскими кадрами. Обеспеченность врачами в среднем по области в 2004 году составила 49,3 на 10000 населения, в районах- 22,7. Низкая обеспеченность врачами наблюдается в Борисоглебском, Даниловском, Мышкинском, Некрасовском, Переславском, Пошехонском, Ростовском, Рыбинском муниципальных районах. Укомплектованность физическими лицами участковых врачей в ЦРБ составляет от 50 до 75 процентов. Кадровая ситуация в здравоохранении усугубляется увеличением доли врачей и фельдшеров пенсионного и предпенсионного возрастов.