Для обеспечения необходимого качества образовательных услуг и образовательных результатов на всех уровнях, региональная система образования должна обладать следующими качественными характеристиками:
- быть гибкой, мобильной и открытой, адекватно реагировать на изменение экономической ситуации в регионе, запросов государства и образовательных потребностей населения;
- быть эффективной, оптимально использовать образовательные ресурсы;
- иметь достаточный для удовлетворения образовательных потребностей населения ассортимент образовательных программ;
- иметь эффективную систему управления на всех уровнях;
- иметь эффективные связи с социальными партнерами.
Исходя из современного понимания роли образования как важнейшего фактора экономического роста, социальной стабильности региона и средства удовлетворения образовательных потребностей населения, анализа состояния региональной системы образования и задач, определенных Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, приоритетными направлениями региональной образовательной политики на ближайшие 3-5 лет и целями Программы является:
- повышение качества и доступности всех уровней региональной системы образования, создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся;
- развитие государственно-общественного характера управления образованием;
- повышение качества ресурсного обеспечения региональной системы образования;
- повышение качества управленческих решений на всех уровнях образования путем развития информационно-аналитической деятельности в региональной системе образования;
- развитие воспитательного потенциала в учреждениях региональной системы образования.
Повышение качества и доступности всех ветвей и уровней образования позволит удовлетворить основные образовательные потребности населения области в дошкольном, общем и дополнительном образовании и предоставить возможность для получения молодыми людьми современного профессионального образования.
Для повышения качества и доступности всех ветвей и уровней образования региона необходимо решить следующие задачи:
- создать условия для развития предшкольного образования;
- создать организационно-педагогические условия для продолжения оптимизации образовательного пространства городов и районов области;
- создать базовые условия для перехода к формированию и реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся;
- реструктурировать систему начального и среднего профессионального образования региона;
- создать условия для формирования системы образования Ярославской области как единого образовательного комплекса и перехода к системе непрерывного образования;
- создать условия для освоения и использования современных информационных технологий педагогами, обучающимися и воспитанниками.
Развитие государственно-общественного характера управления образованием создаст предпосылки для качественной реализации государственного образовательного стандарта соответствующих уровней образования, привлечения общественности к управлению образованием, открытости и мобильности региональной системы образования, ее переориентации на удовлетворение потребностей населения и ожиданий социальных партнеров.
Для развития государственно-общественного характера управления образованием необходимо решить следующие задачи:
- создать региональную систему государственного надзора (инспекционного контроля) за деятельностью образовательных учреждений;
- инициировать формирование механизмов общественного участия в управлении образованием на муниципальном уровне и уровне образовательных учреждений;
- создать условия для перевода единого государственного экзамена в штатный режим;
- создать систему информирования общественности о состоянии и результатах региональной системы образования.
Повышение качества ресурсного обеспечения региональной системы образования остро необходимо для достижения нового качества образования, востребованного государством и обществом. Под ресурсным обеспечением в настоящей Программе понимается техническое, технологическое, финансовое, информационное и кадровое обеспечение образовательного процесса. Для повышения качества ресурсного обеспечения необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить безопасные условия для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений;