Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р, образование определено как важнейший фактор, обеспечивающий экономический рост, социальную стабильность и становление в нашей стране институтов гражданского общества. В Ярославской области региональная система образования, включающая дошкольное, общее, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, также рассматривается как одно из основных условий развития региона и средство удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.
Для того, чтобы реализовать свое предназначение, региональная система образования должна:
- обеспечивать высокий уровень качества и доступности образовательных ресурсов и услуг, создавая условия для максимальной реализации личного потенциала обучающихся;
- гибко реагировать на запросы государства, социума и самих обучающихся;
- открыто сотрудничать с партнерами из государственного, общественного и частного сектора, обеспечивая реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования;
- обеспечивать эффективное использование финансовых и материальных ресурсов системы образования, оптимальную организацию образовательного пространства территории.
Программа является основным механизмом реализации региональной государственной политики в сфере образования и формирования системы образования Ярославской области как единого образовательного комплекса. Программа определяет стратегию и основные направления развития региональной системы образования на 2006-2007 годы и перспективу до 2010 года.
Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в ходе реализации программы развития образования в Ярославской области на 2001-2003 годы и перспективы по 2005 год (далее - Программа на 2001 - 2005 годы), в Ярославской области по-прежнему сохраняется проблема повышения качества образования, его доступности и эффективности. Существует разрыв между реальными и требуемыми образовательными результатами, вызванный прежде всего изменениями образовательных потребностей населения.
Настоящая Программа предназначена для дальнейшего управляемого перевода региональной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, государства и общества.
КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Ярославская область занимает территорию 36,4 тыс. квадратных километров и граничит с шестью областями Центральной России: Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Московской, Тверской. На территории области расположены одиннадцать городов и тринадцать поселков городского типа. В областном центре проживает свыше 45% населения, в Рыбинске - 16%, другие города области - менее населенные. Численность горожан в четыре раза превышает количество сельских жителей.
Область относится к числу успешно развивающихся территорий и по темпам экономического роста в Центральном федеральном округе уступает только Москве и Московской области. Однако процессы, происходящие в экономике региона, отличаются не только высоким уровнем динамизма, но и неравномерностью. Наряду с успешно развивающимся средним и малым бизнесом, в ряде районов области наблюдается спад производства. Население этих территорий испытывает трудности с устройством на работу, имеет низкий уровень социальной мобильности. Молодые люди мигрируют в крупные и малые города области.
Ориентация значительного количества выпускников школ на получение высшего профессионального образования и миграция населения создают диспропорции на рынке труда. В настоящее время доля обучающихся в вузах области на 10000 человек населения составляет 309 человек, в учреждениях среднего профессионального образования - 202 человека, в учреждениях начального профессионального образования - 126 человек; при избытке специалистов с высшим образованием ежегодно увеличивается потребность экономики области в квалифицированных рабочих кадрах.
Продолжает сокращаться количество детского населения. В отдельных муниципальных районах области численность школьников уменьшилась до 1,5 - 2 тыс. человек. В то же время в городах области наметилась тенденция повышения рождаемости и увеличился спрос на организованное дошкольное образование.
Изменились приоритеты федеральной образовательной политики. Формирование современной системы непрерывного профессионального образования, повышение его качества, обеспечение доступности качественного общего образования и повышение инвестиционной привлекательности сферы образования - направления, определенные в качестве ориентиров развития отечественного образования на ближайшие годы. Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 июня 2005 года N 178, рекомендовано введение предшкольного образования, реструктуризация систем начального и среднего профессионального образования, формирование условий для обеспечения образовательной мобильности обучающихся. В ближайшее время предстоит переход на новую отраслевую систему оплаты труда педагогических работников.
Согласно действующему законодательству учреждения начального профессионального образования с 01 января 2005 года переведены в ведение субъекта Российской Федерации. Начат перевод в ведение области учреждений среднего профессионального образования, создаются предпосылки для формирования в регионе единого образовательного комплекса.
2. Региональная система образования на конец 2004/2005 учебного года представлена 496 учреждениями дошкольного образования (47,1 тыс. воспитанников), 535 общеобразовательными школами (130,9 тыс. обучающихся), 109 учреждениями дополнительного образования детей (74,2 тыс. обучающихся), 40 учреждениями начального профессионального образования (17,1 тыс. обучающихся), 27 учреждениями среднего профессионального образования (27,2 тыс. обучающихся), 21 учреждением высшего профессионального образования, 35 детскими домами и школами-интернатами (2 тыс. воспитанников), 22 учреждениями для детей со специальными потребностями (1,9 тыс. обучающихся).
В период с 2000 по 2004 год количество школ в области сократилось на 9,1 процента при сокращении численности школьников на 24 процента. Количество учреждений дошкольного образования сократилось на 11,6 процента, при этом программы дошкольного образования реализуются другими типами образовательных учреждений. Количество дошкольников увеличилось на 3,1 процента. Охват детей дошкольным образованием составляет 77 процентов от общего количества детей этого возраста.
Подготовку специалистов с начальным профессиональным образованием ведут 40 учреждений начального профессионального образования, в которых на начало 2004/2005 учебного года обучалось 17,1 тыс. человек, что на 1,1 процента меньше, чем в 2003/2004 учебном году. Подготовка ведется по 68 специальностям.
Подготовку специалистов со средним профессиональным образованием ведут 27 средних профессиональных учебных заведений, в которых на начало 2004/2005 учебного года обучалось 27,2 тыс. человек, что на 1,6 процента меньше, чем в 2003/2004 учебном году. Подготовка ведется по 114 специальностям. По окончании средних профессиональных учебных заведений выпускники сталкиваются с проблемой трудоустройства.
В области функционирует 21 учебное заведение высшего профессионального образования (в т.ч. 8 негосударственных). Общие трудности с финансированием, присущие государственным вузам, приводят к их коммерциализации. С полным возмещением затрат на обучение на всех отделениях государственных высших учебных заведений обучаются 15,3 тыс. студентов, или 36,7 процента. По сравнению с 2003/2004 учебным годом их численность увеличилась на 12,7 процента.
Практически все действующие образовательные учреждения лицензированы, аттестованы, имеют свидетельства о государственной аккредитации. Реализуемые ими программы удовлетворяют основные потребности населения, следовательно, в целом в области созданы необходимые условия для получения обучающимися и воспитанниками качественного образования.
В региональной системе образования на сегодняшний день занято более 31,4 тыс. педагогических и руководящих работников, что на 8% меньше по сравнению с 2000 годом. 67 процентов из них имеют высшее профессиональное образование, 82,5 процента аттестованы на квалификационные категории, 98 процентов руководителей образовательных учреждений имеют высшее образование.
В 2000 году на образование было выделено 1307 млн.руб. (что составляло 17 процентов от общих расходных фондов в консолидированном бюджете области). В 2004 году на образование выделено 3774 млн.руб. (19,5 процента от общих расходных фондов в консолидированном бюджете области).
Общие расходы на образование в 2005 году по сравнению с 2000 годом выросли в 2,9 раза.
В период с 2001 по 2005 год в рамках реализации Программы на 2001-2005 годы:
- созданы новый механизм распределения бюджетных ресурсов и основа для формирования новых экономических отношений в образовании. Общеобразовательные учреждения области в соответствии с действующим законодательством в течение отчетного периода были переведены на новый механизм финансирования. Из регионального бюджета финансируются заработная плата, расходы на повышение квалификации работников системы образования, приобретение книгоиздательской продукции и учебные расходы; из бюджетов муниципальных образований области - расходы на содержание зданий и сооружений учреждений системы образования. Это позволило не только решить проблемы с выплатой заработной платы педагогическим работникам, но и существенно укрепить материальную базу, повысить самостоятельность образовательных учреждений и ответственность их руководителей за результаты работы. Увеличилась доля внебюджетных средств, полученных учреждениями от реализации платных образовательных услуг;