Действующий

О Концепции информатизации Ярославской области на 2004-2010 годы

5. Приоритетные направления использования информационных технологий в Ярославской области

5.1. Эффективность региональной информатизации определяется ее влиянием на эффективность социально-экономического развития. Стратегия и практика построения и использования ТИС должна быть направлена на эффективную информационную поддержку деятельности органов управления области при решении возложенных на них функциональных задач развития региона и обеспечения жизнедеятельности населения. Социально-экономические приоритеты использования ИКТ определяют направления развития функциональной структуры ТИС и все дальнейшие направления развития региональной информатизации.

5.2. Системный подход и направленность информатизации на эффективную информационную поддержку деятельности органов управления области подразумевает в первую очередь дальнейшее скоординированное развитие АИС федеральных органов государственной власти, органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, а также усиление координирующей роли в сфере информатизации региона полномочного представителя Президента Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, в полномочия которого входит реализация государственной политики в сфере информатизации, других федеральных органов исполнительной власти по управлению основными сферами социально-экономического развития страны.

5.3. Приоритеты использования ИКТ, этапы решения комплексных задач развития области определяются стратегией социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 гг. «От выживания к благополучию» II этап. Основные потребности в использовании ИКТ, требования к развитию региональной информатизации, ТИС, созданию региональных информационных ресурсов и инфраструктуры информатизации регионов определяются в рамках выделенных интегрированных автоматизированных функциональных комплексов по основным сферам и функциям управления.

5.4. Использование информационных технологий в информационно-аналитическом комплексе стратегического управления

Главная цель стратегического управления регионом заключается в ориентации на гармоничное развитие производственной, социальной, инфраструктурной и природоохранной сфер при рациональном использовании экономического потенциала и ресурсов региона, что обеспечит приближение текущего состояния социально-экономических показателей региона к научно обоснованным социальным нормам и стандартам. Решить поставленные задачи можно на основе создания автоматизированной системы аналитического центра (далее АЦ), которая должна стать интегрирующей основой всего процесса информатизации управленческой деятельности административной системы региона: АИС федеральных органов государственной власти, АИС органов государственной власти области, АИС органов местного самоуправления муниципальных образований области. Деятельность АЦ Администрации области основывается на использовании в практике управления развитием региона научно обоснованных, сбалансированных многовариантных планов и целевых программ достижения конечных результатов на заданный период, предполагая такое развитие на основе расширения налогооблагаемой базы региона, формирования бездефицитного бюджета, который обеспечивает удовлетворение социальных потребностей населения и инвестирование развития производственной сферы, инфраструктуры региона.

В деятельности АЦ должны участвовать все органы управления области, информационное взаимодействие которых должна обеспечивать телекоммуникационная структура ТИС. Информационно-аналитическая работа АЦ основывается на единой системе региональных информационных ресурсов, системе показателей социально-экономического развития региона и муниципальных образований области, методах экспертной технологии и компьютерного моделирования, подготовке наиболее обоснованных решений из множества допустимых.

5.5. Использование информационных технологий при решении задач управления ресурсами территории

5.5.1. Управление природными ресурсами

Природные ресурсы (земля, недра, лесные, водные и др.) на территории области составляют естественную основу жизнедеятельности ее населения.

Использование ИКТ при решении задач управления природными ресурсами направлено на повышение эффективности контроля охраны и использования природных ресурсов за счет:

- создания государственных земельного, водного и лесного кадастров;

- совершенствования учета и регистрации природных ресурсов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на территории области;

- создания баз данных природопользователей: собственников, арендаторов, иных владельцев.

5.5.2. Управление имуществом

Важную роль в достижении целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации играет управление региональным имуществом. В рамках данного комплекса в автоматизированном режиме должны выполняться все операции по учету государственного и муниципального имущества. Здесь должны быть автоматизированы операции по оформлению имущества и расчетам, по аренде земли и иного имущества, по оформлению сделок с имуществом. Для работы этого комплекса необходимы базовые регистры и кадастры:

- регистр населения;

- кадастр природных ресурсов;

- регистр юридических лиц;

- кадастр недвижимости;

- земельный кадастр;

- кадастр основных средств, инженерных сетей и коммуникаций и т.п.

В рамках данного комплекса ТИС должна обеспечить информационное взаимодействие АИС органов государственной власти: по экономической политике, по управлению имуществом, архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, финансово-бюджетной сферы и других.

Важнейшими автоматизированными системами в этом комплексе являются системы электронного государственного и муниципального заказа, информационно-аналитические системы оценки использования государственного имущества и экономической деятельности государственных и муниципальных предприятий, системы информационной поддержки предпринимательства.

5.5.3. Управление трудовыми ресурсами

В новых условиях хозяйствования система трудоустройства населения, обеспечение рабочими местами является одной из стратегических задач в регионах. Автоматизированная система трудоустройства должна обслуживать безработных, трудоустраивающихся молодых специалистов на основе использования баз данных о вакансиях, повышения оперативности и качества реагирования на запросы и обращения граждан, совершенствования механизмов, анализа, прогнозирования рынков труда на основе мониторинга потребностей в рабочей силе и предложений по переподготовке и получению новых специальностей. Важное значение в системе трудоустройства населения имеет автоматизация процессов учета миграции трудоспособного населения, привлечения к работе на территории области иностранных специалистов, изучения трудовых отношений и условий труда в производственном секторе области.

Важнейшим условием трудоустройства населения является прогноз подготовки специалистов в регионе в соответствии с планами развития экономики территории, созданием новых рабочих мест.

5.6. Использование информационных технологий в финансово-бюджетном комплексе

Консолидированный бюджет области является финансовой основой социально-экономического развития области.

Использование информационных технологий в функциональном финансово-бюджетном комплексе (далее ФБК) области направлено на информационную поддержку органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области при составлении областного и местных бюджетов, исполнении и осуществлении контроля их исполнения, при составлении консолидированного бюджета области, на управление финансовыми ресурсами и ценными бумагами, на обеспечение информационного взаимодействия субъектов ФБК путем создания интегрированной АИС ФБК.