Современная демографическая ситуация в России характеризуется устойчивой тенденцией динамичного увеличения доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения.
Анализ демографической ситуации, статистических и иных данных о положении пожилых людей в Российской Федерации в целом и в Ярославской области в частности свидетельствует о наличии многих индивидуальных и групповых проблем данной категории граждан. Кроме того, многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения области, носят долгосрочный характер и в текущем и последующих десятилетиях будут нарастать.
Необходимость разработки Программы обусловлена принятием мер, направленных на обеспечение полной социальной защиты определенной части населения. Это вызвано, во-первых, рождением людей с неполноценной психикой или аномалиями, дефектами развития. Другими причинами являются заболевания, травмы, приводящие к инвалидности, инакурабельные случаи патологии. Кроме того, постоянно увеличивается прослойка людей старших возрастов, нуждающихся в полном обслуживании. Принятие принципиальных решений, необходимых для реформирования системы стационарной социальной помощи, несомненно продиктованы реалиями сегодняшнего времени. Это подтверждают результаты аналитической работы, проведённой специалистами департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области.
Новое федеральное законодательство требует продолжение работ, направленных на развитие социального обслуживания населения области в части оказания стационарной социальной помощи и поддержки. Принятие Программы будет способствовать дальнейшему совершенствованию функционирования государственных стационарных учреждений социального обслуживания Ярославской области.
Выполнение мероприятий предыдущей программы, охватывающей 2002 - 2005 годы, позволило в значительной степени улучшить качество оказания стационарной социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам. Общая спальная площадь в домах-интернатах области увеличена на 1000 мІ. Введены в эксплуатацию новые спальные корпуса в Григорьевском психоневрологическом интернате и Рыбинском доме-интернате общего типа. В городе Тутаеве открыт дом-интернат для ветеранов войны и труда на 151 место. В Григорьевском психоневрологическом интернате сданы в эксплуатацию столовая на 100 посадочных мест и утеплённый переход, который соединил новый корпус и столовую. Введены в действие новые нормативы штатной численности работников стационарных учреждений. Продолжено лицензирование отдельных видов медицинской деятельности. Учреждения пополнились современным технологическим и реабилитационным оборудованием, автотранспортом. Внедрены новые прогрессивные социальные технологии в области геронтологии и гериатрии.
С наступлением преклонного возраста значительно ухудшается состояние здоровья. Пожилые люди больше, чем остальные возрастные группы, нуждаются в лечебно-профилактической и социальной помощи. Прогрессивно уменьшается количество долгожителей (лица старше 90 лет).
Пристального внимания к себе требуют лица, освободившиеся из мест лишения свободы, без определенного места жительства, а особенно те из них, кто достиг пенсионного возраста или стал инвалидом. Данная категория, лишённая жилья и постоянного дохода, пополняет наиболее бедные слои населения области и оказывается носителем повышенной криминогенной опасности для окружающих.
Таким образом, анализ демографической ситуации в области и характеристики положения лиц пожилого возраста свидетельствует о наличии таких важных проблем, как неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность и одиночество, нуждаемость в постоянном постороннем уходе.
В области в последние годы отмечается устойчивая тенденция роста числа инвалидов как по общему заболеванию, так и инвалидов с детства. Сегодня на учёте в органах социальной защиты населения состоит 129 тысяч инвалидов. Данная категория лиц за последние 3 года возросла более чем на 7,8% и составляет почти 9,6% от всего населения области.
Увеличение доли инвалидов в структуре населения области порождает ряд вопросов, связанных с организацией их медицинской, социальной, трудовой и профессиональной реабилитации. Остается мало изученной проблема медицинской реабилитации данной категории населения. Организационно-методическое обеспечение социальных аспектов реабилитации в стационарных учреждениях не систематизировано. Механизм социальной защиты населения строится в основном на принципах адресной финансовой поддержки. Индивидуальные программы реабилитации порой трудновыполнимы.
Эти проблемы не позволяют в полной мере осуществлять право инвалида на гарантированную реабилитацию.
Актуальными на сегодня остаются и проблемы реабилитации детей-инвалидов. Реабилитация умственно отсталых детей должна включать коррекционно-восстановительную терапию, выявление и развитие скрытых задатков и способностей, трудовое и профессиональное обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Хорошего результата можно достичь, объединив усилия медицинских работников, воспитателей, педагогов, социальных и других работников.
Значительное увеличение в последние годы численности населения пожилого и старческого возраста, инвалидов, детей-инвалидов, ухудшение его физического и психологического здоровья, снижение физических возможностей и способности к самообслуживанию, рост потребностей в самых разнообразных формах опеки определили актуальность принятия принципиальных решений и целенаправленной деятельности со стороны органов государственной власти в интересах этой категории граждан. В Ярославской области уже действует ряд законодательных и нормативных правовых актов, принятых в целях обеспечения социальных гарантий престарелым гражданам и инвалидам, однако проблемы, связанные с деятельностью стационарных учреждений социального обслуживания, где осуществляются государственные мероприятия по защите наиболее уязвимой части населения, по-прежнему остаются.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормативная правовая база, регламентирующая деятельность домов-интернатов, требует переработки на региональном уровне. Нормативы питания, обеспечения мягким инвентарём, штатной численности работников требуют стабильной финансовой поддержки из областного бюджета в полном объёме.
Департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области разработан проект закона «О социальном обслуживании населения Ярославской области», а в последующем будет подготовлен ряд подзаконных актов, которые изменят нормативную правовую базу оказания стационарной социальной помощи в нашем регионе.
Необходимо определить порядок установления государственных стандартов социального обслуживания, разработать порядок заключения, изменения и расторжения договоров на стационарное обслуживание и оказание социальных услуг, рационализировать механизм взимания платы за представленное обслуживание.
Существующие проблемы можно решить путём совершенствования нормативной правовой базы социального обслуживания.
Сегодня в Ярославской области действуют 18 стационарных социальных учреждений с общим числом коек 4000, материально-техническая база которых требует дальнейшего развития и совершенствования. В ряде стационарных учреждений по-прежнему отмечается недостаточная площадь жилых помещений. Сегодня пожилым людям и инвалидам требуются жилые помещения хорошего качества, имеющие необходимые удобства. Для этого жилую площадь на 1 человека следует довести до санитарных норм (не менее 7 кв. м. на 1 человека).
Для решения перечисленных проблем необходимо дальнейшее расширение коечной сети стационарных учреждений социального обслуживания на период 2006-2007 гг., в том числе за счёт:
- строительства новых домов-интернатов по современным проектам;
- реконструкции и капитального ремонта действующих площадей;
- развития надомного специализированного социального обслуживания;
- развития негосударственной части системы социального обслуживания.
В целях достижения качественных параметров жизнедеятельности и максимального приближения социального обслуживания пожилых лиц и инвалидов к принятым национальным стандартам необходимо определить принципы защиты этой категории нуждающихся. Защита лиц преклонного возраста и инвалидов включает в себя ряд мероприятий:
- реконструкция жилых помещений с созданием современных комфортных условий проживания;
- использование новых технологий в проведении работ по текущим и капитальным ремонтам зданий и сооружений;
- комплексное укрепление материально-технической базы стационарных учреждений;
- дальнейшая специализация отделений стационарных учреждений с созданием адекватных условий для длительного ухода;