Действующий

Об областной целевой программе содействия развитию малого предпринимательства Ярославской области на 2006-2007 годы

I. Описание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Основополагающим конституционным принципом в сфере экономики является принцип свободы экономической деятельности. Свободное предпринимательство как творческое проявление экономической инициативы граждан является залогом политической стабильности, осуществления подлинной демократии, ориентирующейся на коренные человеческие интересы.

Малое предпринимательство играет важную роль в экономике области, вовлекая свободные трудовые ресурсы в различные виды предпринимательской деятельности и создавая тем самым условия для дальнейшего развития экономики, повышения уровня и качества жизни.

Эффективность работы и использование потенциала малого предпринимательства зависят от успешного формирования условий деятельности субъектов малого предпринимательства, их участия в структурной перестройке и модернизации экономики области. Его функционирование и развитие невозможно без государственной поддержки и прежде всего без поддержки органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Совместные усилия Администрации области, общественных объединений предпринимателей, открытый диалог бизнеса и власти способствовали улучшению предпринимательского климата в регионе. В последние годы в Ярославской области отмечается поступательное увеличение числа субъектов малого предпринимательства, от 60 тысяч в 1998 году до 80 тысяч в 2004 году, причем положительная динамика обусловлена ростом как числа индивидуальных предпринимателей, так и малых предприятий. Число малых предприятий в сравнении с предыдущими годами увеличилось соответственно в 2003 г. на 6,7%, в 2004 г. - на 11,9%.

Однако в Ярославской области, как и в целом в Российской Федерации доминирующей отраслью, в которой функционирует около 44% малых предприятий, является торговля и общественное питание; на строительство, промышленность, науку и научное обслуживание приходится соответственно 17%, 14%, 2%. Эффективность функционирования малых предприятий, а также основные показатели их финансового состояния не высоки. Почти 40% предприятий убыточны, рентабельность продукции и активов снизилась до 3%.

Уровень развития малого предпринимательства в регионе можно оценить общепринятыми в экономически развитых странах показателями:

на 1000 жителей приходится около 50 субъектов малого предпринимательства, в т.ч. 7 малых предприятий;

в сфере малого предпринимательства занято 28% от общего числа занятых в экономике области;

на долю малого предпринимательства приходится около 20% произведенных в области товаров и услуг.

В экономически развитых странах в малом и среднем бизнесе занято от 46% до 70%, доля в валовом внутреннем продукте составляет более 50%. Эти цифры являются ориентиром при построении региональной политики развития малого предпринимательства и определении мер его государственной поддержки. Закономерно, что чем больше эффективно работающих на рынке конкурентоспособных субъектов малого предпринимательства, тем больше вклад этого сектора в валовой внутренний продукт и выше темпы экономического роста.

Для достижения европейского уровня развития малого предпринимательства необходимо устранить многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при организации и осуществлении своей деятельности.

Одна из главных проблем в развитии малого предпринимательства - налоговый пресс. Преобразования налоговой системы, направленные на снижение налогового бремени на производителей товаров и услуг, справедливое распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, дальнейшее упрощение процедур налогообложения и предоставления отчетности, создание стимулов и мотиваций у субъектов малого предпринимательства для добросовестного исполнения своих налоговых обязанностей должны оказать позитивное воздействие на предпринимательскую активность.

Вторая проблема - доступ бизнеса к финансово-кредитным ресурсам. Налоговая и макроэкономическая ситуация в России не способствовала соединению этих двух факторов - бизнеса и финансов, а без этого развитие предпринимательства невозможно. Решение проблемы возможно путем разработки действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства.

Третья проблема - преодоление административных барьеров, которые появляются при оформлении земельных участков и предоставлении земли в аренду; согласовании проектно-сметной документации и получении разрешения на строительство; оформлении экспорта и импорта; лицензировании деятельности и сертификации продукции; регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; проведении проверок налоговыми и другими органами, осуществляющими функции контроля и надзора. Для ее решения необходимо совершенствовать нормативно-правовое обеспечение предпринимательской деятельности.

Немаловажными проблемами являются неразвитость системы информационной поддержки субъектов малого предпринимательства, кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

Не преуменьшая сложности проблем, и на региональном уровне можно воздействовать на ситуацию и способствовать более интенсивному и качественному развитию малого предпринимательства, увеличению его составляющей в валовом региональном продукте и вклада в общий рост экономики области.

Настоящая Программа исходит из того, что приоритетное развитие малого предпринимательства не самоцель, а основное условие экономического и социального развития области. Стратегия, цели и задачи Программы находятся в тесной увязке со вторым этапом стратегии социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 "От выживания к благополучию".