Действующий

Об областной целевой программе содействия развитию малого предпринимательства Ярославской области на 2006-2007 годы

III. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий организована по 5 направлениям:

1. Организационная и правовая поддержка субъектов малого предпринимательства

Действующая в настоящее время нормативно-правовая база регулирования и государственной поддержки предпринимательства уже не обеспечивает правового решения проблем, стоящих на пути развития предпринимательства. Многие законодательные и нормативные акты не имеют четкого и продуманного механизма реализации. Для устранения противоречивости, излишней декларативности законов, обеспечения их назначения стимулировать малое предпринимательство, повышения социальной защищенности субъектов хозяйственной деятельности будут осуществлены мероприятия по совершенствованию нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности, включающие в себя подготовку предложений по внесению изменений в действующие законы разного уровня. К этой работе через Координационный совет по малому предпринимательству при Губернаторе области и общественные объединения предпринимателей будут привлекаться субъекты малого предпринимательства, которые являются непосредственными участниками хозяйственной деятельности в реальном правовом поле.

Труднопреодолимые барьеры возникают при выполнении предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных подзаконными актами. Для ограничения вмешательства чиновников и контролирующих органов в деятельность субъектов малого предпринимательства, упрощения прохождения различных административных процедур будет продолжена положительно зарекомендовавшая себя практика проведения двусторонних деловых встреч представителей предпринимательского сообщества и организаций, осуществляющих функции контроля и надзора, тематических "круглых столов", работа "горячей линии" телефона доверия Губернатора области для предпринимателей.

Для своевременной корректировки региональной политики содействия развитию предпринимательства необходимо обладать соответствующей информацией о данном секторе экономики. В этой связи будут проводиться исследования общих проблем малого бизнеса, отслеживание состояния дел в малом предпринимательстве, динамики его развития, подготовка соответствующих аналитических материалов, ежегодное определение рейтинга развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях области.

2. Финансово-кредитная и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства

Потенциал развития малого предпринимательства в значительной степени зависит от доступности и эффективности использования финансовых средств. Для открытия собственного дела, пополнения оборотных средств, приобретения нового оборудования и технологий большая часть субъектов малого предпринимательства испытывает острую потребность в финансах. Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры, но на рынке малого предпринимательства банковский капитал задействован слабо. Для ориентации финансово-кредитной системы на потребности малого предпринимательства, облегчения доступа субъектов малого предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам, обеспечения их инвестиционной активности с банками, расположенными на территории области, будет проводиться работа по разработке и внедрению специальных программ кредитования малого предпринимательства с учетом потребностей как в микрофинансах, так и в долгосрочных кредитах.

Для привлечения финансовых средств посредством применения лизинга будут проведены исследования по определению возможностей и степени обеспечения потребностей субъектов малого предпринимательства в данном финансовом инструменте.

В рамках финансовой поддержки предполагается применение косвенных мер поддержки посредством использования налоговых льгот, налоговых кредитов, субсидирования процентной ставки по банковским кредитам. Применение косвенных мер поддержки позволит оказать финансовую поддержку большему числу субъектов малого предпринимательства.

Для субъектов малого предпринимательства, не имеющих залогового обеспечения и не подпадающих под условия действия субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, необходимо разработать эффективную систему микрокредитования с использованием государственно-правовых гарантий.

Для оказания имущественной поддержки будет продолжена работа по эффективному использованию государственного имущества, актуализироваться база данных об объектах государственной собственности, предлагаемых для сдачи в аренду или подлежащих продаже.

Значительным потенциалом для предоставления поддержки новым субъектам малого предпринимательства в период их образования и исключительно важный период становления обладают бизнес-инкубаторы. Будет проведена работа по созданию бизнес-инкубаторов для привлечения в бизнес новых хозяйствующих субъектов.

3. Совершенствование кадрового и информационно-консультационного обеспечения субъектов малого предпринимательства

Сдерживающим фактором в развитии малого предпринимательства является несоответствие профессионального уровня кадрового потенциала требованиям современного рынка. Большинство субъектов малого предпринимательства, в т.ч. и руководителей малых предприятий, действуют на рынке, не имея специальных знаний, не пройдя даже краткосрочного обучения на курсах и семинарах.

Содействие в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации субъектов малого предпринимательства является одной из насущных мер поддержки малого предпринимательства. В данном направлении, помимо обучения общим вопросам ведения бизнеса, маркетинга, менеджмента, будет уделено внимание вопросам организации охраны труда и техники безопасности на предприятиях и организациях малого бизнеса, системам экологического менеджмента, обращению с опасными отходами, вопросам ведения бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства, применения новых технологий в строительстве.

Развитие бизнеса зависит от свободы доступа к информации. Успешное ведение дела невозможно без маркетинговых исследований. Для проведения инвестиционного проектирования и оценки инвестиционных рисков субъекты малого предпринимательства должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, уровень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п. Техническая оснащенность субъектов малого предпринимательства существенно отстает от современного уровня развития информационных технологий, зачастую они не в силах провести дорогостоящий маркетинг рынка. Необходимость создания эффективной и доступной для субъектов малого предпринимательства информационной сети все еще является насущной проблемой. Ключевым элементом в информационной структуре стала сеть Интернет. Для максимального использования информационных возможностей сети Интернет в рамках информационной поддержки будет проведена работа по обеспечению возможности свободного доступа в Интернет для субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Одной из задач является создание положительного общественного мнения о предпринимательской деятельности. Для ее решения в средствах массовой информации будут публиковаться статьи по проблемам и достижениям в малом предпринимательстве, приглашаться журналисты на деловые встречи, "круглые столы" и другие мероприятия с участием представителей различных ветвей власти и предпринимательского сообщества.

4. Поддержка субъектов малого предпринимательства в продвижении их продукции, товаров и услуг

Для обеспечения оптимальных темпов экономического роста необходимо повышение конкурентоспособности товаров и услуг, что становится особенно актуальным при вхождении России во Всемирную торговую организацию. Малое предпринимательство является важнейшим фактором формирования конкурентной среды. По оценке исследователей, около 60% малых предприятий нерентабельны только потому, что не могут реализовать на рынке результаты своей деятельности. Причинами этого может быть как неконкурентоспособность их продукции, так и отсутствие информации о потенциальных потребителях. Для продвижения продукции субъектов малого предпринимательства на региональный, межрегиональный и внешний рынок предусматривается создание функциональных систем поиска партнеров, будет оказано содействие выставочно-ярмарочной деятельности, в т.ч. организации коллективных стендов, значительно снижающих финансовую нагрузку на предпринимателей, а также помощь в издании справочников, бизнес-каталогов продукции субъектов малого предпринимательства Ярославской области. Развитию делового сотрудничества способствует проведение тематических конференций, конкурсов профессионального мастерства субъектов малого предпринимательства. В государственной поддержке нуждаются и производители продукции, ориентированной на экспорт. Помимо содействия участию в выставочно-ярмарочной деятельности, им будет оказана помощь в изучении товарных рынков и потребности в импорте зарубежных стран, таможенных и налоговых режимов последних, в решении вопросов совершенствования системы экспортного контроля. Для расширения делового сотрудничества будет создана база данных экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства области. В данном направлении будет оказано содействие в продвижении товаров производителям импортозамещающей продукции, которая в большинстве своем не уступает по качеству и дешевле зарубежного аналога.

5. Поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства

Конкурентные преимущества 21 века определяются высоким уровнем технологического развития, что диктует необходимость коренной модернизации экономики в пользу инновационного сектора. Разработка и внедрение высоких технологий являются необходимым условием укрепления экономики.

Слабая технологическая база, низкий управленческий уровень, отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка инновационной продукции, сложность получения кредитов, ориентация на однопродуктовую модель развития - характерные особенности малого предпринимательства в научно-технической сфере. Без активного участия государства поднять и развить инновационный бизнес невозможно.

Чтобы научные разработки стали источником дохода, требуется их доведение до рыночного продукта, для чего нужны огромные финансовые средства, которых нет у разработчика.

В рамках данного направления будут разрабатываться механизмы по привлечению инвесторов в малый инновационный бизнес путем участия в управлении частных лиц и компаний посредством приобретения пакета акций инновационного малого предприятия и путем применения венчурного финансирования.

В большинстве своем и отечественные изобретатели, и инвесторы считают, что высокотехнологичные разработки в России продать нельзя. Поэтому планируется оказание помощи в создании баз данных потребностей и предложений Ярославской области в инновационной сфере, в поиске партнеров по бизнесу, в информационном обеспечении инновационной деятельности, в продвижении высокотехнологичных товаров и услуг на российский и внешний рынки.

6. (Пункт веден постановлением Администрации ЯО от 14.02.2007 N 47) Поддержка развития производственной кооперации

Производственная кооперация, одним из видов которой является субконтрактация - это современная форма отношений между предприятиями, позволяющая достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию установленных мощностей и более совершенному использованию имеющихся ресурсов.

Благодаря производственной кооперации вокруг крупных предприятий (генподрядчиков) активно развиваются малые и мелкие фирмы - субподрядчики, выполняющие заказы крупных и средних предприятий. Преимущество субконтрактной формы взаимодействия заключается в том, что она ограждает малые предприятия от колебаний рыночного спроса, способствует устойчивости их функционирования, позволяет загрузить имеющееся оборудование производственными заказами. В целом производственная кооперация способствует дальнейшей структурной перестройке экономики области, повышению конкурентоспособности предприятий, улучшению социально-экономического положения региона.