Действующий

О стратегии социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 гг. «От выживания к благополучию» II этап

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации области
от 23.06.2004 N 93



СТРАТЕГИЯ
социально-экономического развития
Ярославской области на 2004-2007 годы
«От выживания к благополучию»


1. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
на период 2004 - 2007 гг.

 


Главной целью социально-экономического развития Ярославской области на период 2004-2007 годы остается повышение качества жизни населения на основе эффективной реализации региональной экономической политики.

При этом первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. Речь идет не просто о «высоких темпах роста», и не о «производстве ради производства». Темпы роста должны быть результатом успешного решения действительно актуальных задач структурно-технологической модернизации экономики, использования конкурентных преимуществ Ярославской области в Российской Федерации.

В области сложились два неравных социальных слоя - обеспеченных и бедных. Первый слой, уровень благосостояния которого сохранился или увеличился относительно дореформенного уровня, включает в себя 386,5 тыс.человек (25% населения области). Второй слой, среднедушевые доходы представителей которого не покрывают прожиточный минимум, по оценкам, охватил более 19% населения области. При этом денежные доходы 38,5 тыс.человек (2,8%) оказались ниже стоимости минимальной потребительской корзины.

Социальная дифференциация может обусловливать неустойчивость в обществе. Сегодня это является одним из главных ограничений мобилизации огромных потенциальных возможностей человеческого капитала региона. Люди не заинтересованы обеспечивать себе достойную жизнь на основе трудовых и предпринимательских усилий.

Обеспечение благополучия и достойной жизни не может быть делом только власти, тем более одного из ее уровней. Эта стратегическая цель требует согласования интересов и скоординированных действий государства, бизнеса и общества.

Кроме того, в настоящий момент стоит вопрос о том, что необходимо сделать, чтобы подстегнуть «затухающие темпы роста», пока это не привело к трагическим последствиям. Относительная исчерпанность источников «восстановительного роста» ставит новую проблему обеспечения экономического роста, выходящего за пределы собственно восстановления, т.е. экономического роста, который ориентируется уже не только на вовлечение старых, но и на создание новых производственных мощностей, на обновление основных фондов, на привлечение новой квалифицированной рабочей силы.

Аналогичные цели и задачи ставят перед собой и другие регионы России. Поэтому необходимо приложить максимум усилий для повышения конкурентоспособности Ярославского региона.

В целом главные стратегические цели социально-экономического развития Ярославской области в 2004-2007 годах совпадают с направлениями, отраженными в Проекте Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), и выражаются в следующем:

- повышение конкурентоспособности государственного управления (государственного регулирования экономики, государственных услуг, управления государственной собственностью);

- повышение конкурентоспособности бизнеса - рост эффективности производства (в том числе энергоэффективности и производительности труда), инновационной направленности, выход значительной доли бизнеса «из тени» экономики;

- повышение конкурентоспособности «человеческого капитала» - формирование конкурентоспособной системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных специалистах, способной поддерживать научный потенциал области, сохранять и повышать средний уровень образования населения, а также модернизация систем здравоохранения и социальной поддержки населения.

1.1. Главные цели и задачи региональной социальной политики на период 2004 - 2007 гг.

 

Складывающаяся политико-экономическая ситуация создает фундаментальное противоречие между желанием общества, чтобы все большая часть его ресурсов направлялась на приоритетные для него потребности - такие, как образование и здравоохранение, и готовностью платить необходимые для этого налоги.

Однако социальная политика, при которой государство отвечает лишь за обеспечение минимума социальных услуг, остальное граждане должны зарабатывать сами, пока не может быть принята к исполнению. Она может быть эффективна только при наличии сложившегося массового среднего класса. В противном случае это неизбежно выльется в ослабление государственной власти и приведет, в конечном итоге, к еще большему ухудшению положения социально незащищенных слоев населения.

Успешность стратегии развития Ярославской области по принципу «благосостояние для большинства» будет определяться динамикой формирования массового среднего класса. Он должен охватить минимум 50-55% населения одновременно со снижением доли граждан с доходами ниже прожиточного минимума с  19 % в настоящее время до 10 -11 % к 2005 году.

Становление среднего класса предполагает формирование новой модели потребления с опорой на российский стандарт благосостояния, отвечающий потребительским ориентирам данной социальной группы. Речь идет не о «потребительском минимуме», а о нормативах потребления, которые соответствуют достойному уровню жизни, достижимы для основной массы граждан и потому являются стимулами экономической (трудовой и предпринимательской) активности.

Кроме того, сегодня важно было бы дать гражданам возможность направлять часть своих налогооблагаемых доходов на нужды образования: например, на образовательные специальные счета для получения высшего образования, не облагая их социальным и подоходным налогом. Подобный механизм уже отработан и внедрен в законодательство для накопительной Пенсионной системы и может, с нашей точки зрения, успешно функционировать и в этой области.

Необходимо в ближайшие 4 года сформировать эффективную систему предоставления социальных услуг, создающую благоприятные условия для развития человеческого капитала.

В рамках реформирования отраслей социальной сферы (здравоохранение, социальное обслуживание, культура) необходимо существенное ограничение объемов финансирования государственных учреждений по смете и внедрение механизмов бюджетного  финансирования в соответствии с объемом и качеством оказываемых услуг. Эти механизмы включают: страховые механизмы финансирования медицинской помощи, переход к программно-целевому финансированию организаций культуры.

Устойчивое развитие экономики и общества возможно только на основе социальной консолидации, расширения социальной поддержки целей и действий власти. Социальная консолидация является необходимым условием и для укрепления демократических институтов, и для последовательного развития гражданского общества.


1.2. Главные цели и задачи региональной экономической политики на период 2004 - 2007 гг.

Для дальнейшего осуществления процесса социально-экономического развития недостаточно реконструкции и модернизации существующих основных фондов, необходимо их полное и качественное обновление. Таким образом, осуществление дальнейшего развития экономики возможно только на основе внедрения принципиально новых техники и технологий.