Мероприятия предыдущих областных целевых программ позволили предприятиям бытового обслуживания сохранить основной вид деятельности, расширить ассортимент сопутствующих услуг, сохранить стабильность сети сельских комплексных приемных пунктов, улучшить качество услуг и рост их объемов.
Объем бытовых услуг населению составил в 2004 году 1016,7 млн. рублей. Темп роста в фактических ценах составил 143,5% по сравнению с 2003 годом. Численность работающих в отрасли составила 9000 человек, количество предприятий - 1400.
Увеличение объемов оказываемых услуг произошло как за счет расширения их видов, так и за счет увеличения количества предприятий.
Рост отдельных видов услуг составил:
- парикмахерских - 24,4%;
- ремонта, окраски и пошива обуви - 14,0%;
- ремонта и пошива швейных изделий - 16,5%;
- химической чистки и крашения - 4,1%.
Активизировалась работа по развитию материальной базы, что вывело сферу услуг на уровень, соответствующий европейским стандартам эстетического и технического состояния объектов бытового обслуживания населения.
Но вместе с тем состояние в сфере бытовых услуг остается нестабильным и неоднозначным. Наряду с ростом объема предоставленных услуг имеет место низкая рентабельность и убыточность ряда предприятий службы быта, особенно на селе.
Существенной проблемой для действующих предприятий бытовых услуг по-прежнему является слабая материально-техническая база: отсутствие современного оборудования и новых технологий, значительные затраты, связанные с ростом цен на материалы, оборудование, увеличение платы за аренду помещений, коммунальные услуги.
Новое строительство предприятий бытового обслуживания не ведется и не запланировано на ближайшие годы.
Для дальнейшего развития отрасли необходимо привлечение инвестиций.
Количество предпринимателей в сфере бытовых услуг на селе практически не увеличивается, хотя есть районы, где ощущается дефицит стационарной сети бытового обслуживания. Органы местного самоуправления муниципальных образований области не в состоянии обеспечить необходимое развитие всех видов бытовых услуг ввиду отсутствия экономической привлекательности занятия бизнесом на селе (низкая рентабельность и низкая платежная способность основной массы населения). Вследствие этого предприятия сдерживают цены на уровне потребительского спроса, что влечет за собой убытки.
Экономическая ситуация вынуждает предприятия сферы бытовых услуг закрываться или перепрофилироваться, дополнительно заниматься торговлей продукцией, зачастую не имеющей отношения к основному виду деятельности.