В условиях современного рынка уровень качества менеджмента, товаров и услуг становится определяющим фактором конкурентоспособности, устойчивого развития, социальной ответственности и, следовательно, условием благополучия бизнеса, регионов, стран.
На современном этапе развития многие государства мира рассматривают качество на уровне национальной идеи, имеют государственную политику и государственные программы «всеобщего качества». В России степень осознания важности проблем качества в последние годы также возрастает на всех уровнях.
В Ярославской области вопросы повышения качества и конкурентоспособности решаются с 1993 года с учетом современной философии качества, передовых методов и подходов к решению данной проблемы. За это время реализована областная программа «Качество» на 1998-2001 годы, заканчивается выполнение программы «Ярославское качество - 2005».
Основным результатом реализации региональной политики и программ в области качества можно считать внедрение и сертификацию 56 предприятиями, организациями и учреждениями Ярославской области систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000, в том числе 46 систем менеджмента качества - предприятиями промышленности. На 1 млн. жителей область имеет 40 систем менеджмента качества, что превышает этот показатель по России в 4 раза. Кроме того, на основе систем менеджмента качества на 11 предприятиях области внедрены и сертифицированы по международным стандартам системы управления окружающей средой (ИСО 14000) и системы безопасности и охраны труда (OHSAS 18000).
Впервые в Российской Федерации системы менеджмента качества по международным стандартам разработаны и внедрены в деятельность двух структурных подразделений Администрации области.
Стратегия социально-экономического развития Ярославской области на 2004-2007 годы «От выживания к благополучию» II этап своей основной целью определяет повышение качества жизни населения области. Из множества критериев оценки качества жизни качество продукции и услуг и экологическое состояние региона являются наиболее актуальными для большинства населения.
Обеспечению гарантии качества, положительного имиджа предприятий и области в целом на внутреннем и внешнем рынках, поступательного развития экономики должны способствовать разработка и внедрение современных систем менеджмента качества, охраны окружающей среды, безопасности пищевых продуктов, безопасности и охраны труда, социальной ответственности и других в соответствии с международными стандартами, что сегодня является обычной практикой в рамках деятельности Всемирной торговой организации.
Проблемы повышения качества решают, прежде всего, самостоятельно хозяйствующие субъекты. Однако комплексность и всеобъемлющий характер проблем качества, их тесная связь с другими сферами деятельности требуют столь же комплексного системного подхода к их решению с участием общественных институтов и государственных органов, при координирующей роли последних. Поэтому достичь желаемой результативности и эффективности в этой работе возможно только в рамках комплексной целевой программы, о чем свидетельствует практика успешной реализации предыдущих областных программ в сфере качества.