Действующий

Об областной целевой программе «Развитие информатизации органов и учреждений социальной защиты населения Ярославской области на 2005-2006 годы» (с изменениями на 19 июня 2006 года)


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Использование компьютерных информационных технологий в деятельности органов социальной защиты населения в настоящее время является одним из важнейших факторов повышения эффективности их работы, а также своевременного и неукоснительного выполнения федеральных и региональных законодательных актов социальной направленности.

В настоящее время действует ряд федеральных законов, законов Ярославской области, постановлений Губернатора Ярославской области, которые направлены на улучшение социального и материального положения наименее обеспеченных слоев населения, на создание условий достойной жизни. К числу важнейших из них относятся:

Федеральный закон от 12.01.95 N 5-ФЗ «О ветеранах»;

Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 19.05.95 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

Федеральный закон от 15.05.91 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

Федеральный закон от 18.10.91 N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;

Указ Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»;

постановление Губернатора области от 19.05.2003 N 302 «О губернаторском пособии по случаю рождения ребенка»;

постановление Губернатора области от 20.02.2003 N 118 «О социальной поддержке женщин»;

постановление Губернатора области от 19.05.2003 N 303 «О ежемесячных выплатах пенсионерам, имеющим государственные награды -почетные звания»;

Закон Ярославской области от 22.10.2002 N 65-з «Об установлении ежемесячной денежной компенсации лицам, проходившим службу по призыву, ставшим инвалидами вследствие военной травмы» и другие нормативные правовые акты.

Этими нормативными документами предусматривается предоставление льгот, выплата компенсаций, обеспечение медикаментами, средствами реабилитации и т.д. определенных категорий населения.

Обеспечение выполнения этих законодательных актов требует ведения баз данных, аккумулирующих сведения о семьях и одиноко проживающих гражданах, о составе семьи, доходах, условиях проживания, состоянии здоровья и другой информации.

Особое внимание в настоящее время уделяется профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Для обеспечения оказания своевременной помощи семьям с детьми в базе данных органов социальной защиты населения (далее СЗН) должна быть информация о семьях и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В течение ряда лет в области действует программа «Забота», которая предусматривает предоставление адресных социальных услуг, это также требует наличия развернутой информации о гражданах, нуждающихся в этих услугах.

Организации, предоставляющие населению коммунальные услуги, осуществляющие транспортное обслуживание, поставляющие газ, регулярно обмениваются информацией с органами СЗН с целью возмещения расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки определенным категориям населения.

Еще более возрастает важность проблемы ведения актуальной базы данных граждан, имеющих различные социальные льготы, в связи с заменой льгот на адресные денежные компенсации.

В этой связи представляется актуальным создание единого социального регистра населения области. Для создания такого регистра необходимо информационное взаимодействие не только органов и учреждений СЗН, но и органов здравоохранения и образования.

В основу построения единого социального регистра предполагается положить социальный паспорт жителя области, который должен содержать персонифицированную информацию, характеризующую социальный статус, семейное и материальное положение, льготы, все получаемые виды социальной помощи, компенсации и т.д. Создание социальных паспортов позволит в дальнейшем перейти к социальной карте жителя области.

Для создания и ведения таких паспортов должно быть разработано специальное программное обеспечение, основными характеристиками которого должны быть открытость и гибкость, позволяющая работать в условиях постоянного изменения окружения: изменения социально-экономического положения людей, появления новых законодательных и нормативных актов.

Появление единого социального регистра упростит и упорядочит процесс предоставления мер социальной поддержки, обеспечит их адресность и учет.

Эффективное решение указанных выше задач требует ускоренного развития информатизации системы СЗН и труда Ярославской области.

Информатизация органов и учреждений СЗН и труда - многоплановый процесс, включающий в себя сбор, обработку, хранение, интеграцию и эффективное использование баз данных, содержащих информацию по различным аспектам деятельности отрасли, обеспечение обмена информацией при помощи средств телекоммуникации между организациями и учреждениями отрасли, а также с организациями внешней среды.

Информационная система органов СЗН Ярославской области представляет собой территориально распределенную многоуровневую систему, образованную объектами информатизации, к которым относятся департамент социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области, центры социального обслуживания пожилых и инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, дома-интернаты, государственное учреждение «Учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы», государственное учреждение Ярославской области «Центр охраны труда и социального партнерства».

Информационные ресурсы системы СЗН и труда Ярославской области в настоящее время включают в себя следующую информацию:

- базу данных граждан, получающих различные виды пособий и компенсаций, содержащую сведения обо всех произведенных выплатах;