АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2004 года N 188
Об областной целевой программе «Развитие информатизации органов и учреждений социальной защиты населения
Ярославской области на 2005-2006 годы»
(с изменениями на 19 июня 2006 года)
_____________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Ярославской области от 27 сентября 2005 года N 234;
постнановлением Администрации Ярославской области от 29 декабря 2005 года N 349;
постановлением Администрации Ярославской области от 19 июня 2006 года N 156
_____________________________________________________________
В соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Ярославской области
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Развитие информатизации органов и учреждений социальной защиты населения Ярославской области на 2005-2006 годы» (далее - Программа) и считать её составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) в период действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня целевых областных программ на соответствующий финансовый год с учетом возможностей областного бюджета.
3. Департаменту социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области (Скворцов Г.А.) при разработке проекта областного бюджета на 2005 год и последующие годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области принять аналогичные программы и обеспечить их выполнение.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Скороходову И.И. и вице-губернатора области Бурова С.А.
6. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
А.И. Лисицын
Областная целевая программа
«Развитие информатизации органов и учреждений социальной защиты населения Ярославской области на 2005-2006 годы»
Наименование Программы | - областная целевая программа «Развитие информатизации органов и учреждений социальной защиты населения Ярославской области на 2005-2006 годы» (далее Программа) |
Основание разработки | Федеральный закон от 17.07.99 N 178- ФЗ «О государственной социальной помощи»; Федеральный закон от 02.08.95 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; |
Государственный заказчик-координатор Программы | - Администрация Ярославской области в лице департамента социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области |
Основной разработчик | - департамент социальной защиты населения и труда Администрации области |
Цели и задачи Программы | цель Программы - развитие информационного и телекоммуникационного взаимодействия между органами и учреждениями Ярославской области для обеспечения создания единого социального регистра населения области; |
Сроки и этапы реализации | - 2005- 2006 годы |
Перечень разделов Программы | I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения |
Исполнители Программы | - департамент социальной защиты населения и труда Администрации области, |
Общая стоимость Программы (в установленном порядке), | -14,945 млн. руб., |
в т.ч. 2005 г. | - 12,595 млн. руб., |
2006 г. | - 2,350 млн. руб. |
средства областного бюджета | - 14,945 млн. руб., |
в т.ч. 2005 г. | - 12,595 млн. руб., |
2006 г. | - 2,350 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - упрощение механизма и упорядочение предоставления мер социальной поддержки граждан, обеспечение полного их учета и адресности; |
Ответственные лица для контактов | Каргина Р.М. - первый заместитель директора департамента социальной защиты населения и труда Администрации области, |
Куратор Программы | Скворцов Г.А. - директор департамента социальной защиты населения и труда Администрации области, |
(паспорт Программы в редакции постановления Администрации Ярославской области от 27 сентября 2005 года N 234; от 19 июня 2006 года N 156 - см. предыдущую редакцию)
Использование компьютерных информационных технологий в деятельности органов социальной защиты населения в настоящее время является одним из важнейших факторов повышения эффективности их работы, а также своевременного и неукоснительного выполнения федеральных и региональных законодательных актов социальной направленности.
В настоящее время действует ряд федеральных законов, законов Ярославской области, постановлений Губернатора Ярославской области, которые направлены на улучшение социального и материального положения наименее обеспеченных слоев населения, на создание условий достойной жизни. К числу важнейших из них относятся:
Федеральный закон от 12.01.95 N 5-ФЗ «О ветеранах»;
Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 19.05.95 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
Федеральный закон от 15.05.91 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
Федеральный закон от 18.10.91 N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;
постановление Губернатора области от 19.05.2003 N 302 «О губернаторском пособии по случаю рождения ребенка»;
постановление Губернатора области от 20.02.2003 N 118 «О социальной поддержке женщин»;
постановление Губернатора области от 19.05.2003 N 303 «О ежемесячных выплатах пенсионерам, имеющим государственные награды -почетные звания»;
Закон Ярославской области от 22.10.2002 N 65-з «Об установлении ежемесячной денежной компенсации лицам, проходившим службу по призыву, ставшим инвалидами вследствие военной травмы» и другие нормативные правовые акты.
Этими нормативными документами предусматривается предоставление льгот, выплата компенсаций, обеспечение медикаментами, средствами реабилитации и т.д. определенных категорий населения.
Обеспечение выполнения этих законодательных актов требует ведения баз данных, аккумулирующих сведения о семьях и одиноко проживающих гражданах, о составе семьи, доходах, условиях проживания, состоянии здоровья и другой информации.
Особое внимание в настоящее время уделяется профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Для обеспечения оказания своевременной помощи семьям с детьми в базе данных органов социальной защиты населения (далее СЗН) должна быть информация о семьях и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В течение ряда лет в области действует программа «Забота», которая предусматривает предоставление адресных социальных услуг, это также требует наличия развернутой информации о гражданах, нуждающихся в этих услугах.
Организации, предоставляющие населению коммунальные услуги, осуществляющие транспортное обслуживание, поставляющие газ, регулярно обмениваются информацией с органами СЗН с целью возмещения расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки определенным категориям населения.
Еще более возрастает важность проблемы ведения актуальной базы данных граждан, имеющих различные социальные льготы, в связи с заменой льгот на адресные денежные компенсации.
В этой связи представляется актуальным создание единого социального регистра населения области. Для создания такого регистра необходимо информационное взаимодействие не только органов и учреждений СЗН, но и органов здравоохранения и образования.
В основу построения единого социального регистра предполагается положить социальный паспорт жителя области, который должен содержать персонифицированную информацию, характеризующую социальный статус, семейное и материальное положение, льготы, все получаемые виды социальной помощи, компенсации и т.д. Создание социальных паспортов позволит в дальнейшем перейти к социальной карте жителя области.
Для создания и ведения таких паспортов должно быть разработано специальное программное обеспечение, основными характеристиками которого должны быть открытость и гибкость, позволяющая работать в условиях постоянного изменения окружения: изменения социально-экономического положения людей, появления новых законодательных и нормативных актов.
Появление единого социального регистра упростит и упорядочит процесс предоставления мер социальной поддержки, обеспечит их адресность и учет.
Эффективное решение указанных выше задач требует ускоренного развития информатизации системы СЗН и труда Ярославской области.
Информатизация органов и учреждений СЗН и труда - многоплановый процесс, включающий в себя сбор, обработку, хранение, интеграцию и эффективное использование баз данных, содержащих информацию по различным аспектам деятельности отрасли, обеспечение обмена информацией при помощи средств телекоммуникации между организациями и учреждениями отрасли, а также с организациями внешней среды.
Информационная система органов СЗН Ярославской области представляет собой территориально распределенную многоуровневую систему, образованную объектами информатизации, к которым относятся департамент социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области, центры социального обслуживания пожилых и инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, дома-интернаты, государственное учреждение «Учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы», государственное учреждение Ярославской области «Центр охраны труда и социального партнерства».
Информационные ресурсы системы СЗН и труда Ярославской области в настоящее время включают в себя следующую информацию:
- базу данных граждан, получающих различные виды пособий и компенсаций, содержащую сведения обо всех произведенных выплатах;
- базу данных семей и одиноко проживающих граждан, пользующихся какими-либо видами социальной помощи, включающую в себя также информацию о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Эта база содержит также информацию о гражданах, которым должны предоставляться льготы в соответствии с действующим законодательством;
- базу данных финансовых средств, поступающих из федерального и областного бюджетов;
- базу данных по материально-техническому оснащению ДСЗНиТ Администрации ЯО и подведомственных учреждений;
- сведения по кадровому составу ДСЗНиТ Администрации ЯО и подведомственных учреждений;
- информацию о заключенных коллективных договорах и трудовых договорах граждан с частными предпринимателями;
- информацию по охране труда и производственному травматизму;
- различную нормативно - справочную информацию.
Имеющиеся информационные ресурсы, опыт специалистов, работающих с ними, могут стать серьезной основой для создания единого социального регистра населения и ведения на его основе социальных счетов граждан.
Однако внедрение новых информационных технологий требует решения ряда проблем.
В настоящее время автоматизированная обработка информации в органах и учреждениях социальной защиты населения Ярославской области обеспечивается 662 компьютерами. Однако состав используемой вычислительной техники неоднороден. Более 60% используемых компьютеров - это морально устаревшие и физически изношенные компьютеры, т.к. эксплуатируются с 1993 - 1994 годов и не позволяют использовать современные программные средства для обработки и коллективного использования информации. Отсутствует возможность обеспечения информационной безопасности, развития телекоммуникационной инфраструктуры.
В штатном расписании ряда отделов СЗН отсутствует должность специалиста, отвечающего за вопросы информатизации.
Для внедрения современных информационных технологий необходимо укрепить материальную базу органов и учреждений СЗН новыми современными компьютерами, принтерами, современной коммуникационной техникой.
Для совместного использования информационных и технических ресурсов автоматизированные рабочие места специалистов должны быть объединены в локальные вычислительные сети. Локальные вычислительные сети, развернутые ранее в районных отделах СЗН, были разрушены при передаче функции назначения и выплаты пенсий в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Должна быть обеспечена возможность оперативного электронного обмена информацией между различными органами и учреждениями СЗН. В настоящее время оперативная связь между ДСЗНиТ Администрации области и некоторыми муниципальными образованиями, в т.ч. таким крупным муниципальным образованием, как Рыбинский МО, затруднена. Необходимо развивать сеть органов государственной власти Ярославской области YARNET для обеспечения стабильной и оперативной связи.
В связи с тем, что информация, используемая для создания регистра, носит конфиденциальный характер, необходимо предусмотреть использование программных и аппаратных средств для обеспечения информационной безопасности.
В настоящее время за счет средств федерального и областного бюджетов ведется строительство ряда объектов стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания. Для сокращения затрат необходимо приобретение комплекса программ для проверки проектно-сметной документации.
Принятие настоящей программы позволит более эффективно осуществлять планирование бюджетных расходов и прогнозирование социально-экономических процессов. Будет обеспечен полный и адресный учет целевого предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи, следствием чего станет улучшение обслуживания населения. Принятие программы позволит также на современном уровне решать вопросы государственной политики по информатизации в отрасли социальной защиты населения, оптимизировать расходы на цели информатизации и повысить эффективность их использования, перейти от создания разрозненных информационных систем к созданию единой многоуровневой системы, которая позволит миинимизировать затраты времени граждан при обращении за любыми видами социальной помощи (принцип одного окна).