АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2004 года N 188

Об областной целевой программе «Развитие информатизации органов и учреждений социальной защиты населения
Ярославской области на 2005-2006 годы»

(с изменениями на 19 июня 2006 года)

_____________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Ярославской области от 27 сентября 2005 года N 234;
постнановлением Администрации Ярославской области от 29 декабря 2005 года N 349;
постановлением Администрации Ярославской области от 19 июня 2006 года N 156
_____________________________________________________________



В соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Ярославской области

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Развитие информатизации органов и учреждений социальной защиты населения Ярославской области на 2005-2006 годы» (далее - Программа) и считать её составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.

2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Каберник Е.И.) в период действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня целевых областных программ на соответствующий финансовый год с учетом возможностей областного бюджета.

3. Департаменту социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области (Скворцов Г.А.) при разработке проекта областного бюджета на 2005 год и последующие годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области принять аналогичные программы и обеспечить их выполнение.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Скороходову И.И. и вице-губернатора области Бурова С.А.

6. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области
А.И. Лисицын



УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Администрации области
от 29.10.2004 N  188
(в редакции
постановлений Администрации
Ярославской области
от 27 сентября 2005 года N 234;
 от 19 июня 2006 года N 156)

     
Областная целевая программа
«Развитие информатизации органов и учреждений социальной защиты населения Ярославской области на 2005-2006 годы»

     

ПАСПОРТ
областной целевой программы

 

Наименование Программы

- областная целевая программа «Развитие информатизации органов и учреждений социальной защиты населения Ярославской области на 2005-2006 годы» (далее Программа)

Основание разработки
Программы

Федеральный закон от 17.07.99 N 178- ФЗ «О государственной социальной помощи»; Федеральный закон от 02.08.95 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
Федеральный закон от 12.01.95 N 5-ФЗ «О ветеранах»;
Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 15.05.91 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»

Государственный заказчик-координатор Программы

- Администрация Ярославской области в лице департамента социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области

Основной разработчик
Программы

- департамент социальной защиты населения и труда Администрации области

Цели и задачи Программы

цель Программы - развитие информационного и телекоммуникационного взаимодействия между органами и учреждениями Ярославской области для обеспечения создания единого социального регистра населения области;
задачи:
- оснащение организаций отрасли современной компьютерной техникой и средствами телекоммуникаций;
- совершенствование механизма организации предоставления адресной помощи;
- разработка социального паспорта жителя области, содержащего информацию о человеке как объекте адресной помощи;
- создание единой базы данных семей и одиноко проживающих граждан, нуждающихся в различных видах социальной помощи и имеющих право на меры социальной поддержки;
- создание регионального регистра инвалидов

Сроки и этапы реализации
Программы

- 2005- 2006 годы

Перечень разделов Программы

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
II. Основные цели, задачи Программы
III. Сроки и этапы выполнения Программы
IV. Эффективность Программы
V. Реализация и контроль за выполнением Программы
VI. Мероприятия Программы
VII. Общая потребность в ресурсах

Исполнители Программы
(в установленном порядке)

- департамент социальной защиты населения и труда Администрации области,

Общая стоимость Программы (в установленном порядке),

-14,945 млн. руб.,

 в т.ч. 2005 г.

- 12,595 млн. руб.,

 2006 г.

- 2,350 млн. руб.

средства областного бюджета

- 14,945 млн. руб.,

 в т.ч. 2005 г.

- 12,595 млн. руб.,

 2006 г.

- 2,350 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- упрощение механизма и упорядочение предоставления мер социальной поддержки граждан, обеспечение полного их учета и адресности;
- создание единого регистра льготников;
- более точное прогнозирование и планирование финансовых и других ресурсов, направляемых на адресную социальную помощь, ежемесячные денежные выплаты и другие меры социальной поддержки, повышение эффективности их расходования;
- более точное планирование необходимых ресурсов для обеспечения комплексной реабилитации инвалидов;
- повышение эффективности управления отраслью социальной защиты населения за счет оперативности, полноты и достоверности информации;
- повышение уровня информационной поддержки специалистов отрасли

Ответственные лица для контактов

Каргина Р.М. - первый заместитель директора департамента социальной защиты населения и труда Администрации области,
телефон 32-48-25

Куратор Программы

Скворцов Г.А. - директор департамента социальной защиты населения и труда Администрации области,
телефон 25-25-65

 
     (паспорт Программы в редакции  постановления Администрации Ярославской области от 27 сентября 2005 года N 234;  от 19 июня 2006 года N 156 - см. предыдущую редакцию)


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Использование компьютерных информационных технологий в деятельности органов социальной защиты населения в настоящее время является одним из важнейших факторов повышения эффективности их работы, а также своевременного и неукоснительного выполнения федеральных и региональных законодательных актов социальной направленности.

В настоящее время действует ряд федеральных законов, законов Ярославской области, постановлений Губернатора Ярославской области, которые направлены на улучшение социального и материального положения наименее обеспеченных слоев населения, на создание условий достойной жизни. К числу важнейших из них относятся:

Федеральный закон от 12.01.95 N 5-ФЗ «О ветеранах»;

Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 19.05.95 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

Федеральный закон от 15.05.91 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

Федеральный закон от 18.10.91 N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;

Указ Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»;

постановление Губернатора области от 19.05.2003 N 302 «О губернаторском пособии по случаю рождения ребенка»;

постановление Губернатора области от 20.02.2003 N 118 «О социальной поддержке женщин»;

постановление Губернатора области от 19.05.2003 N 303 «О ежемесячных выплатах пенсионерам, имеющим государственные награды -почетные звания»;

Закон Ярославской области от 22.10.2002 N 65-з «Об установлении ежемесячной денежной компенсации лицам, проходившим службу по призыву, ставшим инвалидами вследствие военной травмы» и другие нормативные правовые акты.

Этими нормативными документами предусматривается предоставление льгот, выплата компенсаций, обеспечение медикаментами, средствами реабилитации и т.д. определенных категорий населения.

Обеспечение выполнения этих законодательных актов требует ведения баз данных, аккумулирующих сведения о семьях и одиноко проживающих гражданах, о составе семьи, доходах, условиях проживания, состоянии здоровья и другой информации.

Особое внимание в настоящее время уделяется профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Для обеспечения оказания своевременной помощи семьям с детьми в базе данных органов социальной защиты населения (далее СЗН) должна быть информация о семьях и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В течение ряда лет в области действует программа «Забота», которая предусматривает предоставление адресных социальных услуг, это также требует наличия развернутой информации о гражданах, нуждающихся в этих услугах.

Организации, предоставляющие населению коммунальные услуги, осуществляющие транспортное обслуживание, поставляющие газ, регулярно обмениваются информацией с органами СЗН с целью возмещения расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки определенным категориям населения.

Еще более возрастает важность проблемы ведения актуальной базы данных граждан, имеющих различные социальные льготы, в связи с заменой льгот на адресные денежные компенсации.

В этой связи представляется актуальным создание единого социального регистра населения области. Для создания такого регистра необходимо информационное взаимодействие не только органов и учреждений СЗН, но и органов здравоохранения и образования.

В основу построения единого социального регистра предполагается положить социальный паспорт жителя области, который должен содержать персонифицированную информацию, характеризующую социальный статус, семейное и материальное положение, льготы, все получаемые виды социальной помощи, компенсации и т.д. Создание социальных паспортов позволит в дальнейшем перейти к социальной карте жителя области.

Для создания и ведения таких паспортов должно быть разработано специальное программное обеспечение, основными характеристиками которого должны быть открытость и гибкость, позволяющая работать в условиях постоянного изменения окружения: изменения социально-экономического положения людей, появления новых законодательных и нормативных актов.

Появление единого социального регистра упростит и упорядочит процесс предоставления мер социальной поддержки, обеспечит их адресность и учет.

Эффективное решение указанных выше задач требует ускоренного развития информатизации системы СЗН и труда Ярославской области.

Информатизация органов и учреждений СЗН и труда - многоплановый процесс, включающий в себя сбор, обработку, хранение, интеграцию и эффективное использование баз данных, содержащих информацию по различным аспектам деятельности отрасли, обеспечение обмена информацией при помощи средств телекоммуникации между организациями и учреждениями отрасли, а также с организациями внешней среды.

Информационная система органов СЗН Ярославской области представляет собой территориально распределенную многоуровневую систему, образованную объектами информатизации, к которым относятся департамент социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области, центры социального обслуживания пожилых и инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, дома-интернаты, государственное учреждение «Учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы», государственное учреждение Ярославской области «Центр охраны труда и социального партнерства».

Информационные ресурсы системы СЗН и труда Ярославской области в настоящее время включают в себя следующую информацию:

- базу данных граждан, получающих различные виды пособий и компенсаций, содержащую сведения обо всех произведенных выплатах;

- базу данных семей и одиноко проживающих граждан, пользующихся какими-либо видами социальной помощи, включающую в себя также информацию о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Эта база содержит также информацию о гражданах, которым должны предоставляться льготы в соответствии с действующим законодательством;

- базу данных финансовых средств, поступающих из федерального и областного бюджетов;

- базу данных по материально-техническому оснащению ДСЗНиТ Администрации ЯО и подведомственных учреждений;

- сведения по кадровому составу ДСЗНиТ Администрации ЯО и подведомственных учреждений;

- информацию о заключенных коллективных договорах и трудовых договорах граждан с частными предпринимателями;

- информацию по охране труда и производственному травматизму;

- различную нормативно - справочную информацию.

Имеющиеся информационные ресурсы, опыт специалистов, работающих с ними, могут стать серьезной основой для создания единого социального регистра населения и ведения на его основе социальных счетов граждан.

Однако внедрение новых информационных технологий требует решения ряда проблем.

В настоящее время автоматизированная обработка информации в органах и учреждениях социальной защиты населения Ярославской области обеспечивается 662 компьютерами. Однако состав используемой вычислительной техники неоднороден. Более 60% используемых компьютеров - это морально устаревшие и физически изношенные компьютеры, т.к. эксплуатируются с 1993 - 1994 годов и не позволяют использовать современные программные средства для обработки и коллективного использования информации. Отсутствует возможность обеспечения информационной безопасности, развития телекоммуникационной инфраструктуры.

В штатном расписании ряда отделов СЗН отсутствует должность специалиста, отвечающего за вопросы информатизации.

Для внедрения современных информационных технологий необходимо укрепить материальную базу органов и учреждений СЗН новыми современными компьютерами, принтерами, современной коммуникационной техникой.

Для совместного использования информационных и технических ресурсов автоматизированные рабочие места специалистов должны быть объединены в локальные вычислительные сети. Локальные вычислительные сети, развернутые ранее в районных отделах СЗН, были разрушены при передаче функции назначения и выплаты пенсий в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Должна быть обеспечена возможность оперативного электронного обмена информацией между различными органами и учреждениями СЗН. В настоящее время оперативная связь между ДСЗНиТ Администрации области и некоторыми муниципальными образованиями, в т.ч. таким крупным муниципальным образованием, как Рыбинский МО, затруднена. Необходимо развивать сеть органов государственной власти Ярославской области YARNET для обеспечения стабильной и оперативной связи.

В связи с тем, что информация, используемая для создания регистра, носит конфиденциальный характер, необходимо предусмотреть использование программных и аппаратных средств для обеспечения информационной безопасности.

В настоящее время за счет средств федерального и областного бюджетов ведется строительство ряда объектов стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания. Для сокращения затрат необходимо приобретение комплекса программ для проверки проектно-сметной документации.

Принятие настоящей программы позволит более эффективно осуществлять планирование бюджетных расходов и прогнозирование социально-экономических процессов. Будет обеспечен полный и адресный учет целевого предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи, следствием чего станет улучшение обслуживания населения. Принятие программы позволит также на современном уровне решать вопросы государственной политики по информатизации в отрасли социальной защиты населения, оптимизировать расходы на цели информатизации и повысить эффективность их использования, перейти от создания разрозненных информационных систем к созданию единой многоуровневой системы, которая позволит миинимизировать затраты времени граждан при обращении за любыми видами социальной помощи (принцип одного окна).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»