Действующий

Об областной целевой программе «Здоровое долголетие» на 2004-2005 годы (с изменениями на 23 июля 2004 года)

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

     

Областная программа «Здоровое долголетие» на 2004-2005 годы разработана на основании: Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ «О ветеранах» и Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, приказа Министерства здравоохранения Российской федерации от 28.07.99 N 297 «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации», постановления Губернатора Ярославской области от 27.12.2002 N 913 «О мероприятиях по подготовке и проведению празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Ярославской области».

С целью дальнейшего повышения качества и объемов оказания медицинской и медико-социальной помощи лицам пожилого и престарелого возрастов, профилактики преждевременного старения, а также интенсификации научных исследований в области геронтологии разработана областная программа «Здоровое долголетие» на 2004- 2005 годы, одним их приоритетных направлений которой будет дальнейшее совершенствование организации гериатрической помощи в лечебно-профилактических учреждениях области. Это предполагает:

- организацию амбулаторно-поликлинической службы областного клинического госпиталя ветеранов войн - международный центр «Здоровое долголетие» (далее - ОКГВВ-МЦ),

- организацию кардиоцеребрального центра на базе ОКГВВ - МЦ,

- организацию гериатрических приемов в лечебно-профилактических учреждениях (далее ЛПУ) области,

- создание медико-социальных отделений в структуре поликлиник ЛПУ области.

В Ярославской области проживает 341,5 тысячи человек старше трудоспособного возраста, что составляет 24,2% от всего населения области. При этом численность инвалидов среди лиц старше трудоспособного возраста составляет более 54 тыс. человек. Доля лиц в возрасте старше 60 лет за последнее десятилетие увеличилась с 19% до 24,2%, причем число лиц старше 75 лет составляет более 75 тыс. человек. Высок коэффициент демографической нагрузки.

Количество состоящих на учете УОВ и ИОВ с 2000 по 2002 г.г. уменьшилось на 3028 человек и составляет 12812 человек, а число лиц, относящихся к другим категориям льгот, поименованных в ФЗ «О ветеранах», увеличилось в 2002 году на 10836 человек и составляет 116066.

По данным комплексных осмотров ветеранов Великой Отечетственной войны (далее- ВОВ) за последние 3 года наблюдается увеличение доли нетранспортабельных ветеранов из числа состоящих на диспансерном учете: участников Великой Отечетсвенной войны ( далее -УОВ) с 13,5% до 21,3%; ИОВ с 14,2% до 28,8%, а в некоторых ЛПУ до 68,3%.

Таким образом, учитывая, что потребность в амбулаторно-поликлинической помощи у пожилых в 2-4 раза выше, чем у лиц трудоспособного возраста, на амбулаторно-поликлиническом этапе необходимо постоянное наблюдение врача-гериатра, развитие сети стационаров на дому, организация медико-социальных отделений в структуре поликлиник. Потребность лиц старших возрастов в госпитализации в 3 раза выше, чем среди населения в целом, что увеличивает затраты на оказание медицинской помощи этому контингенту, и по мере дальнейшего увеличения численности пожилых их доля в оказании медицинской помощи будет расти.

Состояние здоровья и качество жизни являются важнейшими проблемами пожилого контингента. В среднем, у каждого мужчины старше 60 лет устанавливается 4,3, а у женщины того же возраста - 5,2 заболевания. Каждые последующие 10 лет к ним прибавляется еще по 1-2 болезни. Заболеваемость пожилых имеет определенные особенности, к числу которых относятся:

- множественность и хронизация патологии,

- утяжеление патологии основного заболевания,

- необходимость лечения не только основного, но и сопутствующих заболеваний.

Ведущими видами патологии в пожилом возрасте являются:

- заболевания сердечно-сосудистой системы;

- цереброваскулярные нарушения, прежде всего, острые нарушения мозгового кровообращения;

- болезни опорно-двигательного аппарата;

- высокая частота патологии органов зрения;

- злокачественные новообразования.

Необходимы современные технологии проведения профилактических мероприятий для предупреждения острых нарушений мозгового кровообращения, мероприятий по раннему выявлению лиц, страдающих нарушениями ритма сердца для последующего лекарственного лечения и оперативной коррекции, в связи с чем на базе ОКГВВ-МЦ планируется создание кардиоцеребрального центра.

В качестве одного из актуальных направлений выбрана организация помощи пожилым пациентам с патологией опорно-двигательного аппарата и, прежде всего, с остеопорозом. В настоящее время в центре остеопороза разработаны мероприятия по первичной и вторичной профилактике этой патологии, что позволит снизить частоту остеопоротических переломов костей.

Одним из приоритетных направлений работы госпиталя являются профилактика и лечение слабовидения и слепоты у лиц пожилого и старческого возрастов, что подразумевает развитие офтальмохирургической службы на базе ОКГВВ-МЦ

Невозможно решить проблемы здоровья лиц пожилого возраста только медицинскими методами, необходим комплексный подход к решению медицинских, психологических и социальных проблем здоровья с целью формирования образа жизни в этом возрастном периоде. Для совершенствования медицинской помощи лицам пожилого и старческого возрастов необходимы дальнейшая подготовка кадров, открытие новых школ для пациентов, развитие материально-технической базы учреждений и отделений сети лечебно-профилактических учреждений и учреждений социального обслуживания.

Вся система профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья пожилых людей, должна обеспечить им продление периода работоспособности, сохранение подвижности, способности к самообслуживанию. Сохранение здоровья населения старше трудоспособного возраста имеет огромное социальное и экономическое значение, так как от его уровня зависят расходы на здравоохранение и социальное обеспечение, а также затраты времени трудоспособных членов семьи на уход за больными и немощными.