АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2003 года N 176
(с изменениями на 23 июля 2004 года)
________________________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Ярославской области от 23 июля 2004 года N 114
________________________________________________________________________________
С целью повышения качества и объемов оказания медицинской и медико-социальной помощи лицам пожилого и престарелого возрастов, профилактики преждевременного старения, а также интенсификации научных исследований в области геронтологии
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Здоровое долголетие» на 2004-2005 годы (далее Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Абросимова И.В.) в установленном порядке включить Программу в соответствии со сроком бюджетного планирования в проект перечня целевых областных программ и в проект адресной инвестиционной программы Ярославской области на соответствующий финансовый год.
3. Департаменту здравоохранения и фармации Администрации области (Осинцев В.Н.) при разработке проекта областного бюджета на 2004 год и последующие годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы.
4. Рекомендовать территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области (Воскресенская Н.В.) в установленном порядке обеспечить финансирование Программы.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области утвердить территориальные программы «Здоровое долголетие» на 2004-2005 годы и обеспечить их выполнение.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Скороходову И. И.
Губернатор области
А.И. Лисицын
Областная целевая программа
«Здоровое долголетие»
на 2004-2005 годы
Ярославль
2003 г
| областная целевая программа «Здоровое долголетие» на 2004-2005 годы | |
Основание разработки Программы | Федеральный закон от 12.01.95 N 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 12.01.2000 N 40-ФЗ и от 04.05.2000 N 57-ФЗ), | |
Государственный заказчик - координатор Программы | департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области | |
Основные разработчики Программы | департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области | |
Цели и задачи Программы | цель Программы - улучшение качества жизни пожилых людей, преодоление неблагоприятных демографических тенденций среди населения Ярославской области; | |
Сроки и этапы реализации Программы | 2004 - 2005 годы | |
Перечень разделов | Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения | |
Исполнители Программы | департамент здравоохранения и | |
Общая стоимость Программы | 20,274 млн. руб. | |
в том числе | ||
Средства областного бюджета | 2004 г. | 4,64 млн. руб. |
2005 г. | 7,69 млн. руб. | |
Средства муниципальных бюджетов | 2004 г. | 0,5 млн. руб. |
Средства ТФОМС | 2004 г. | 4,281 млн. руб. |
2005 г. | 3,16 млн. руб. | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | обеспечение гарантированной медицинской и социальной помощи пожилым людям; | |
Ответственные лица | заместитель директора департамента здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области |
Областная программа «Здоровое долголетие» на 2004-2005 годы разработана на основании: Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ «О ветеранах» и Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, приказа Министерства здравоохранения Российской федерации от 28.07.99 N 297 «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации», постановления Губернатора Ярославской области от 27.12.2002 N 913 «О мероприятиях по подготовке и проведению празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Ярославской области».
С целью дальнейшего повышения качества и объемов оказания медицинской и медико-социальной помощи лицам пожилого и престарелого возрастов, профилактики преждевременного старения, а также интенсификации научных исследований в области геронтологии разработана областная программа «Здоровое долголетие» на 2004- 2005 годы, одним их приоритетных направлений которой будет дальнейшее совершенствование организации гериатрической помощи в лечебно-профилактических учреждениях области. Это предполагает:
- организацию амбулаторно-поликлинической службы областного клинического госпиталя ветеранов войн - международный центр «Здоровое долголетие» (далее - ОКГВВ-МЦ),
- организацию кардиоцеребрального центра на базе ОКГВВ - МЦ,
- организацию гериатрических приемов в лечебно-профилактических учреждениях (далее ЛПУ) области,
- создание медико-социальных отделений в структуре поликлиник ЛПУ области.
В Ярославской области проживает 341,5 тысячи человек старше трудоспособного возраста, что составляет 24,2% от всего населения области. При этом численность инвалидов среди лиц старше трудоспособного возраста составляет более 54 тыс. человек. Доля лиц в возрасте старше 60 лет за последнее десятилетие увеличилась с 19% до 24,2%, причем число лиц старше 75 лет составляет более 75 тыс. человек. Высок коэффициент демографической нагрузки.
Количество состоящих на учете УОВ и ИОВ с 2000 по 2002 г.г. уменьшилось на 3028 человек и составляет 12812 человек, а число лиц, относящихся к другим категориям льгот, поименованных в ФЗ «О ветеранах», увеличилось в 2002 году на 10836 человек и составляет 116066.
По данным комплексных осмотров ветеранов Великой Отечетственной войны (далее- ВОВ) за последние 3 года наблюдается увеличение доли нетранспортабельных ветеранов из числа состоящих на диспансерном учете: участников Великой Отечетсвенной войны ( далее -УОВ) с 13,5% до 21,3%; ИОВ с 14,2% до 28,8%, а в некоторых ЛПУ до 68,3%.
Таким образом, учитывая, что потребность в амбулаторно-поликлинической помощи у пожилых в 2-4 раза выше, чем у лиц трудоспособного возраста, на амбулаторно-поликлиническом этапе необходимо постоянное наблюдение врача-гериатра, развитие сети стационаров на дому, организация медико-социальных отделений в структуре поликлиник. Потребность лиц старших возрастов в госпитализации в 3 раза выше, чем среди населения в целом, что увеличивает затраты на оказание медицинской помощи этому контингенту, и по мере дальнейшего увеличения численности пожилых их доля в оказании медицинской помощи будет расти.
Состояние здоровья и качество жизни являются важнейшими проблемами пожилого контингента. В среднем, у каждого мужчины старше 60 лет устанавливается 4,3, а у женщины того же возраста - 5,2 заболевания. Каждые последующие 10 лет к ним прибавляется еще по 1-2 болезни. Заболеваемость пожилых имеет определенные особенности, к числу которых относятся:
- множественность и хронизация патологии,
- утяжеление патологии основного заболевания,
- необходимость лечения не только основного, но и сопутствующих заболеваний.
Ведущими видами патологии в пожилом возрасте являются:
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- цереброваскулярные нарушения, прежде всего, острые нарушения мозгового кровообращения;
- болезни опорно-двигательного аппарата;
- высокая частота патологии органов зрения;
- злокачественные новообразования.
Необходимы современные технологии проведения профилактических мероприятий для предупреждения острых нарушений мозгового кровообращения, мероприятий по раннему выявлению лиц, страдающих нарушениями ритма сердца для последующего лекарственного лечения и оперативной коррекции, в связи с чем на базе ОКГВВ-МЦ планируется создание кардиоцеребрального центра.
В качестве одного из актуальных направлений выбрана организация помощи пожилым пациентам с патологией опорно-двигательного аппарата и, прежде всего, с остеопорозом. В настоящее время в центре остеопороза разработаны мероприятия по первичной и вторичной профилактике этой патологии, что позволит снизить частоту остеопоротических переломов костей.
Одним из приоритетных направлений работы госпиталя являются профилактика и лечение слабовидения и слепоты у лиц пожилого и старческого возрастов, что подразумевает развитие офтальмохирургической службы на базе ОКГВВ-МЦ
Невозможно решить проблемы здоровья лиц пожилого возраста только медицинскими методами, необходим комплексный подход к решению медицинских, психологических и социальных проблем здоровья с целью формирования образа жизни в этом возрастном периоде. Для совершенствования медицинской помощи лицам пожилого и старческого возрастов необходимы дальнейшая подготовка кадров, открытие новых школ для пациентов, развитие материально-технической базы учреждений и отделений сети лечебно-профилактических учреждений и учреждений социального обслуживания.
Вся система профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья пожилых людей, должна обеспечить им продление периода работоспособности, сохранение подвижности, способности к самообслуживанию. Сохранение здоровья населения старше трудоспособного возраста имеет огромное социальное и экономическое значение, так как от его уровня зависят расходы на здравоохранение и социальное обеспечение, а также затраты времени трудоспособных членов семьи на уход за больными и немощными.
Цель Программы - улучшение качества жизни пожилых людей, преодоление неблагоприятных демографических тенденций среди населения Ярославской области.
Задачи:
- совершенствование организации гериатрической помощи в лечебно- профилактических учреждениях и учреждениях социального обслуживания Ярославской области;
- повышение эффективности мероприятий по профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, заболеваний органов зрения у пожилых;
- дальнейшее внедрение в клиническую практику современных научных достижений в области гериатрии;
- совершенствование развития материально-технической базы гериатрической службы области,
- подготовка кадров гериатрического профиля.
Реализация Программы намечена на 2004-2005 годы.
Эффективность от реализации Программы предполагается в виде увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения Ярославской области до возраста 65,3 года, снижения смертности в группе пожилого населения на 2%, сокращения числа пациентов с явлениями социальной зависимости от окружающих на 10%.
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния гериатрической помощи.
Программа будет реализована заказчиками через систему планирования, оценки достижений промежуточных и итоговых результатов.
Контроль за реализацией Программы будут осуществлять ее исполнители в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области.
Наименование ресурсов | Единица измерения | Потребность | ||
всего | в том числе по годам | |||
2004 | 2005 | |||
Материально-технические ресурсы | ||||
Трудовые ресурсы | ||||
Финансовые ресурсы | ||||
- областной бюджет | млн. руб. | 12,33 | 4,64 | 7,69 |
- внебюджетные источники | млн. руб. | 7,441 | 4,281 | 3,16 |
Государственная поддержка из бюджетов других уровней: | ||||
- федеральный бюджет | ||||
- бюджеты муниципальных образований области | млн. руб. | 0,5 | 0,5 | |
Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие в зависимости от особенностей программы) |