АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     

от 29 августа 2003 года N 176


Об областной целевой программе «Здоровое долголетие»
на 2004-2005 годы

(с изменениями на 23 июля 2004 года)

________________________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации Ярославской области от 23 июля 2004 года N 114
________________________________________________________________________________



С целью повышения качества и объемов оказания медицинской и медико-социальной помощи лицам пожилого и престарелого возрастов, профилактики преждевременного старения, а также интенсификации научных исследований в области геронтологии

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Здоровое долголетие» на 2004-2005 годы (далее Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.

2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Абросимова И.В.) в установленном порядке включить Программу в соответствии со сроком бюджетного планирования в проект перечня целевых областных программ и в проект адресной инвестиционной программы Ярославской области на соответствующий финансовый год.

3. Департаменту здравоохранения и фармации Администрации области (Осинцев В.Н.) при разработке проекта областного бюджета на 2004 год и последующие годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы.

4. Рекомендовать территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области (Воскресенская Н.В.) в установленном порядке обеспечить финансирование Программы.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области утвердить территориальные программы «Здоровое долголетие» на 2004-2005 годы и обеспечить их выполнение.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Скороходову И. И.

Губернатор области
А.И. Лисицын


Утверждена
постановлением
Администрации области
от 29.08.2003 N 176

Областная целевая программа
«Здоровое долголетие»
на 2004-2005 годы

     
Ярославль
2003 г

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

областная целевая программа «Здоровое долголетие» на 2004-2005 годы
(далее Программа)

Основание разработки Программы

Федеральный закон от 12.01.95 N 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 12.01.2000 N 40-ФЗ и от 04.05.2000 N 57-ФЗ),
Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 N 1202-Р,
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.07.99 N 297 «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста в Российской Федерации»,
постановление Губернатора Ярославской области от 27.12.2002 N 913
«О мероприятиях по подготовке и проведению празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Ярославской области»

Государственный заказчик - координатор Программы

департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области
департамент социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области

Основные разработчики Программы

департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области
департамент социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области

Цели и задачи Программы

цель Программы - улучшение качества жизни пожилых людей, преодоление неблагоприятных демографических тенденций среди населения Ярославской области;
Задачи:
-профилактика преждевременного старения;
-внедрение в клиническую практику современных научных достижений в области геронтологии;
-совершенствование организации гериатрической помощи в лечебно-профилактических учреждениях и учреждениях социального обслуживания Ярославской области;
-развитие материально- технической базы гериатрической службы области;
- обеспечение лиц пожилого и старческого возраста соответствующими возможностями, позволяющими им оставаться активными участниками общественной и культурной жизни общества

Сроки и этапы реализации Программы

2004 - 2005 годы

Перечень разделов

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Основные цели, задачи, сроки и этапы выполнения Программы
Эффективность Программы
Реализация и контроль за выполнением Программы
Общая потребность в ресурсах
Перечень мероприятий
План и структура финансирования Программы

Исполнители Программы
(в установленном порядке)

департамент здравоохранения и
фармации Администрации области,
департамент социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области,
территориальный фонд обязательного медицинского страхования

Общая стоимость Программы
(в установленном порядке)

20,274 млн. руб.

в том числе

Средства областного бюджета

2004 г.

4,64 млн. руб.

2005 г.

7,69 млн. руб.

Средства муниципальных бюджетов

2004 г.

0,5 млн. руб.

Средства ТФОМС

2004 г.

4,281 млн. руб.

2005 г.

3,16 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

обеспечение гарантированной медицинской и социальной помощи пожилым людям;
увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни населения Ярославской области до возраста 65,3 года;
повышение доли своевременно выявленной патологии в старших возрастных группах

Ответственные лица
для контактов,
куратор программы

заместитель директора департамента здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области
Кротов А.В. (тел. 30-32-78)
заместитель директора департамента социальной защиты населения и труда Администрации Ярославской области
Глебов А. Н. (тел. 25-25-65)
главный врач областного клинического госпиталя ветеранов войн - международного центра по проблемам пожилых людей «Здоровое долголетие», главный гериатр области Герасимов В.Г. (тел. 32-53-01)

     

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

     

Областная программа «Здоровое долголетие» на 2004-2005 годы разработана на основании: Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ «О ветеранах» и Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, приказа Министерства здравоохранения Российской федерации от 28.07.99 N 297 «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации», постановления Губернатора Ярославской области от 27.12.2002 N 913 «О мероприятиях по подготовке и проведению празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Ярославской области».

С целью дальнейшего повышения качества и объемов оказания медицинской и медико-социальной помощи лицам пожилого и престарелого возрастов, профилактики преждевременного старения, а также интенсификации научных исследований в области геронтологии разработана областная программа «Здоровое долголетие» на 2004- 2005 годы, одним их приоритетных направлений которой будет дальнейшее совершенствование организации гериатрической помощи в лечебно-профилактических учреждениях области. Это предполагает:

- организацию амбулаторно-поликлинической службы областного клинического госпиталя ветеранов войн - международный центр «Здоровое долголетие» (далее - ОКГВВ-МЦ),

- организацию кардиоцеребрального центра на базе ОКГВВ - МЦ,

- организацию гериатрических приемов в лечебно-профилактических учреждениях (далее ЛПУ) области,

- создание медико-социальных отделений в структуре поликлиник ЛПУ области.

В Ярославской области проживает 341,5 тысячи человек старше трудоспособного возраста, что составляет 24,2% от всего населения области. При этом численность инвалидов среди лиц старше трудоспособного возраста составляет более 54 тыс. человек. Доля лиц в возрасте старше 60 лет за последнее десятилетие увеличилась с 19% до 24,2%, причем число лиц старше 75 лет составляет более 75 тыс. человек. Высок коэффициент демографической нагрузки.

Количество состоящих на учете УОВ и ИОВ с 2000 по 2002 г.г. уменьшилось на 3028 человек и составляет 12812 человек, а число лиц, относящихся к другим категориям льгот, поименованных в ФЗ «О ветеранах», увеличилось в 2002 году на 10836 человек и составляет 116066.

По данным комплексных осмотров ветеранов Великой Отечетственной войны (далее- ВОВ) за последние 3 года наблюдается увеличение доли нетранспортабельных ветеранов из числа состоящих на диспансерном учете: участников Великой Отечетсвенной войны ( далее -УОВ) с 13,5% до 21,3%; ИОВ с 14,2% до 28,8%, а в некоторых ЛПУ до 68,3%.

Таким образом, учитывая, что потребность в амбулаторно-поликлинической помощи у пожилых в 2-4 раза выше, чем у лиц трудоспособного возраста, на амбулаторно-поликлиническом этапе необходимо постоянное наблюдение врача-гериатра, развитие сети стационаров на дому, организация медико-социальных отделений в структуре поликлиник. Потребность лиц старших возрастов в госпитализации в 3 раза выше, чем среди населения в целом, что увеличивает затраты на оказание медицинской помощи этому контингенту, и по мере дальнейшего увеличения численности пожилых их доля в оказании медицинской помощи будет расти.

Состояние здоровья и качество жизни являются важнейшими проблемами пожилого контингента. В среднем, у каждого мужчины старше 60 лет устанавливается 4,3, а у женщины того же возраста - 5,2 заболевания. Каждые последующие 10 лет к ним прибавляется еще по 1-2 болезни. Заболеваемость пожилых имеет определенные особенности, к числу которых относятся:

- множественность и хронизация патологии,

- утяжеление патологии основного заболевания,

- необходимость лечения не только основного, но и сопутствующих заболеваний.

Ведущими видами патологии в пожилом возрасте являются:

- заболевания сердечно-сосудистой системы;

- цереброваскулярные нарушения, прежде всего, острые нарушения мозгового кровообращения;

- болезни опорно-двигательного аппарата;

- высокая частота патологии органов зрения;

- злокачественные новообразования.

Необходимы современные технологии проведения профилактических мероприятий для предупреждения острых нарушений мозгового кровообращения, мероприятий по раннему выявлению лиц, страдающих нарушениями ритма сердца для последующего лекарственного лечения и оперативной коррекции, в связи с чем на базе ОКГВВ-МЦ планируется создание кардиоцеребрального центра.

В качестве одного из актуальных направлений выбрана организация помощи пожилым пациентам с патологией опорно-двигательного аппарата и, прежде всего, с остеопорозом. В настоящее время в центре остеопороза разработаны мероприятия по первичной и вторичной профилактике этой патологии, что позволит снизить частоту остеопоротических переломов костей.

Одним из приоритетных направлений работы госпиталя являются профилактика и лечение слабовидения и слепоты у лиц пожилого и старческого возрастов, что подразумевает развитие офтальмохирургической службы на базе ОКГВВ-МЦ

Невозможно решить проблемы здоровья лиц пожилого возраста только медицинскими методами, необходим комплексный подход к решению медицинских, психологических и социальных проблем здоровья с целью формирования образа жизни в этом возрастном периоде. Для совершенствования медицинской помощи лицам пожилого и старческого возрастов необходимы дальнейшая подготовка кадров, открытие новых школ для пациентов, развитие материально-технической базы учреждений и отделений сети лечебно-профилактических учреждений и учреждений социального обслуживания.

Вся система профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья пожилых людей, должна обеспечить им продление периода работоспособности, сохранение подвижности, способности к самообслуживанию. Сохранение здоровья населения старше трудоспособного возраста имеет огромное социальное и экономическое значение, так как от его уровня зависят расходы на здравоохранение и социальное обеспечение, а также затраты времени трудоспособных членов семьи на уход за больными и немощными.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Цель Программы - улучшение качества жизни пожилых людей, преодоление неблагоприятных демографических тенденций среди населения Ярославской области.

Задачи:

- совершенствование организации гериатрической помощи в лечебно- профилактических учреждениях и учреждениях социального обслуживания Ярославской области;

- повышение эффективности мероприятий по профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, заболеваний органов зрения у пожилых;

- дальнейшее внедрение в клиническую практику современных научных достижений в области гериатрии;

- совершенствование развития материально-технической базы гериатрической службы области,

- подготовка кадров гериатрического профиля.

Реализация Программы намечена на 2004-2005 годы.

III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ


Эффективность от реализации Программы предполагается в виде увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения Ярославской области до возраста 65,3 года, снижения смертности в группе пожилого населения на 2%, сокращения числа пациентов с явлениями социальной зависимости от окружающих на 10%.

Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния гериатрической помощи.

IV. РЕАЛИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ


Программа будет реализована заказчиками через систему планирования, оценки достижений промежуточных и итоговых результатов.

Контроль за реализацией Программы будут осуществлять ее исполнители в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области.

V. ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ

Наименование ресурсов

Единица измерения

Потребность

всего

в том числе по годам

2004

2005

Материально-технические ресурсы

Трудовые ресурсы

Финансовые ресурсы
(в установленном порядке)

- областной бюджет

млн. руб.

12,33

4,64

7,69

- внебюджетные источники

млн. руб.

7,441

4,281

3,16

Государственная поддержка из бюджетов других уровней:

- федеральный бюджет

- бюджеты муниципальных образований области

млн. руб.

0,5

0,5

Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие в зависимости от особенностей программы)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»