ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2004 года N 474
О губернаторской целевой программе
«Развитие кредитной потребительской
кооперации в системе агропромышленного
комплекса Ярославской области» на 2004-2005 годы
В целях дополнительного привлечения инвестиций в сельское хозяйство области, улучшения финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую губернаторскую целевую программу «Развитие кредитной потребительской кооперации в системе агропромышленного комплекса Ярославской области на 2004-2005 г.г.» (далее Программа) и считать ее составной частью стратегии социально-экономического развития Ярославской области.
2. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации Ярославской области (Каберник Е.И.):
2.1. При корректировке областного бюджета на 2004 год включить Программу в перечень областных целевых программ.
2.2. В течение периода действия Программы включать ее в установленном порядке в проект перечня областных целевых программ с учетом возможностей областного бюджета.
3. Департаменту агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (Боровицкий М.В.) в течение периода действия Программы предусматривать средства на ее финансирование.
4. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований поддержать реализацию Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области - директора департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Боровицкого М.В.
Губернатор области
А.И. Лисицын
ГУБЕРНАТОРСКАЯ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Оглавление
1. Паспорт …………………………………………………………. | 3 |
2. Обоснование необходимости разработки Программы………. | 5 |
Цели, задачи и сроки реализации Программы…………….......... | 8 |
4. Система программных мероприятий…………………………. | 9 |
5. Механизм реализации Программы…………………………… | 13 |
6. Ресурсное обеспечение Программы………………………….. | 15 |
7. Оценка ожидаемой эффективности…………………………… | 17 |
8. Организация управления и контроль реализации Программы... | 18 |
Наименование Программы | губернаторская целевая программа «Развитие кредитной потребительской кооперации в системе агропромышленного комплекса Ярославской области» на 2004-2005 годы (далее Программа) |
Основание | письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.11.2002 N 1-31/8276 «О государственной поддержке в 2003 году субъектов малого предпринимательства»; |
Государственный | Администрация Ярославской области |
|
|
Основная цель | привлечение инвестиций в сельское хозяйство области, улучшение финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей |
Основные задачи | создание устойчивой и стабильно развивающейся сети сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов по кредитованию сельхозпроизводителей, перерабатывающих и обслуживающих организаций, являющихся членами сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; |
Основные | содействие созданию и развитию в области сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; |
Сроки реализации | 2004 - 2005 годы |
Исполнители | департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области; |
Общая стоимость Программы (млн. руб.), в том числе |
|
Организация управления и контроля | департамент агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в соответствии с действующим законодательством осуществляет управление и контроль реализации Программы |
Ожидаемые | создание устойчивой двухуровневой сети сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов с численностью пайщиков не менее 1500 человек; организация подготовки кадров для кредитных кооперативов и оказание кооперативам и пайщикам услуг по правовым вопросам путем расширения функций областного информационно-консультационного центра |
Ответственное лицо для контактов, куратор Программы | Филиппов Валентин Леонидович - заместитель директора департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, тел. 72 87 74 |
Агропромышленный комплекс является важным фактором стабильности социально-экономического положения области.
На долю агропромышленного комплекса приходится около 15% валового внутреннего продукта. По состоянию на 01.01.2004 на сельской территории проживает 259,5 тыс. населения области - 19% от общей численности всего населения, в том числе в сельскохозяйственном производстве занято 31,6 тыс. человек - 5,9% от общей численности работающих.
Агропромышленный комплекс области включает 392 сельскохозяйственных предприятия, 2081 крестьянское (фермерское) хозяйство, 27 предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, из них 18 молокозаводов, 3 мясокомбината, 13 предприятий пищевой промышленности, 10 льноперерабатывающих предприятий, 32 предприятия по материально-техническому обеспечению, агрохимическому обслуживанию, ремонту техники и электрооборудования.
Экономическое положение сельскохозяйственных предприятий остается крайне сложным потому, что сельскохозяйственная деятельность без бюджетной поддержки по-прежнему является убыточной. Убыток от реализации сельскохозяйственной продукции без учета бюджетных субсидий в среднем за 2001-2003 годы составил 41,0 млн.рублей, убыточность - 1,5%, в том числе за 2003 год убыток составляет 110,0 млн.рублей - 3,7%.
Меры экономической поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемые Правительством Российской Федерации, Администрацией области и администрациями муниципальных образований области, уменьшают отрицательное воздействие неблагоприятных условий на развитие сельскохозяйственного производства, но пока их недостаточно.
Из-за неэквивалентного межотраслевого обмена производимой продукцией сельскохозяйственные организации испытывают хронический недостаток средств, идет процесс ухудшения материально-технической базы, снижения плодородия сельскохозяйственных угодий. Заработная плата работников сельскохозяйственного производства, населения, проживающего в сельской местности, остается наиболее низкой по сравнению с другими отраслями экономики области
Развитие производства и повышение товарности сельхозтоваропроизводителей, в первую очередь, зависит от возможности их кредитования. В то же время сельскохозяйственные организации области, особенно личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, ряд обслуживающих, перерабатывающих предприятий, предпринимателей, торгующих сельскохозяйственной продукцией, практически отрезаны от финансово-кредитной системы. Банковские кредиты для этих форм хозяйствования малодоступны, так как, с точки зрения коммерческих банков, их имущество, предлагаемое в залог, малоликвидно из-за значительного износа, процедура оформления документов достаточно сложна и продолжительна. Кредитование крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств сведено до минимума.
Объективная потребность финансового обеспечения сельхозтоваропроизводителей неизбежно приводит к возникновению новых форм организации финансово-кредитного обеспечения села. Одним из вариантов приемлемого решения проблемы является сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация. Система cельскохозяйственой кредитной потребительской кооперации особенно необходима и полезна для подавляющего большинства коллективных сельскохозяйственных предприятий Ярославской области, поскольку только 45 хозяйств не имеют долгов и проплачивают текущие налоговые платежи, а значит смогут при недостатке оборотных средств получить кредит в коммерческих банках. Остальные 336 коллективных хозяйств во всех муниципальных образованиях области в основной своей массе в ближайшем будущем смогут получить кредиты в СКПК. А если учесть, что из этого количества сельхозпредприятий, как правило, ежегодно одно-два хозяйства самоликвидируются или банкротятся, а на их месте образуются несколько успешно работающих фермерских и личных подсобных хозяйств, которым требуются финансовые услуги в виде займов, то важность СКПК очевидна.
Особую значимость кредитные кооперативы могут приобрести как источник финансирования покупки или лизингового приобретения новой техники и замены оборудования. Это, с одной стороны, улучшает материально-техническую базу производства, с другой - увеличивает способность товаропроизводителей брать кредиты в банках, так как прирастает имущество, способное служить залогом.
За последние четыре года число сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в России увеличилось более чем в 10 раз. В настоящее время в России только в сельской местности функционирует 309 кредитных кооперативов, действующих в 55 регионах страны и насчитывающих около 32 тыс. членов.
В среднем действующий сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив насчитывает около 50 членов-пайщиков и ежегодно выдает займы на сумму около 2,5 млн.рублей. Деятельность существующих сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов характеризуется практически 100-процентной возвратностью займов.
Начало развитию сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в Ярославской области было положено организацией в конце 1998 года и начале 1999 года двух сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов первого уровня в Ярославском (СКПК «Фермер») и Ростовском (СКПК «Содружество») муниципальных округах.
В декабре 2000 года по инициативе сельскохозяйственных потребительских кооперативов области и при поддержке проекта ТАСIS был создан и зарегистрирован Союз сельскохозяйственных кооперативов Ярославской области. В 2001 году по инициативе кредитных кооперативов первого уровня и при соответствующей поддержке проекта ТАСIS был зарегистрирован областной сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Партнер».
Данные о развитии сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в Ярославской области указаны в таблице 1.
N | Наименование |
|
|
|
1 | Количество СКПК | 8 | 8 | 8 |
2 | Количество членов | 274 | 481 | 684 |
3 | Сумма паевого фонда, тыс.руб. | 1676 | 2666 | 5491 |
4 | Количество выданных займов | 254 | 398 | 609 |
5 | Сумма выданных займов, тыс. руб. | 8859 | 19363 | 28763 |
По состоянию на 01.10.2003 количество членов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов Ярославской области по сравнению с 2002 годом увеличилось на 18,3%.
Средства в виде займов выдаются кредитными потребительскими кооперативами первого уровня фермерам, сельскохозяйственным, перерабатывающим и обслуживающим предприятиям, работающим на селе, физическим лицам как на производственные, так и на потребительские цели в тринадцати муниципальных округах области - Ярославском, Ростовском, Переславском, Угличском, Гаврилов-Ямском, Большесельском, Тутаевском, Брейтовском, Даниловском, Первомайском, Борисоглебском, Некрасовском, Мышкинском. Областной сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив 2-го уровня работает для привлечения ресурсов и перекредитования кооперативов 1-го уровня, формирования фонда поддержки и гарантий, резервного фонда и целевого фонда развития.
Деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в течение 1999-2003 годов подтверждает целесообразность дальнейшего развития в агропромышленном комплексе системы кредитной кооперации.
Опыт развития кредитной кооперации в сельском хозяйстве показывает, что наиболее важными направлениями деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов являются:
- организация кредитно-финансового обслуживания членов кооперативов;
- объединение денежных ресурсов членов кооператива для создания паевого фонда;
- оказание кредитно-финансовых консультаций.
Система сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации позволяет решить ряд определенных проблем развития сельхозтоваропроизводителей области:
- обеспечить необходимыми кредитными ресурсами и финансовыми услугами;
- расширить спектр финансовых услуг, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- повысить финансовую устойчивость и уровень платежеспособности сельхозтоваропроизводителей;
- способствовать оживлению деловой активности на селе.
Для устойчивого функционирования сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов необходима государственная поддержка в виде выделения средств на безвозмездной основе для формирования фонда поддержки и гарантий, резервного фонда и целевого фонда развития.