Действующий

О региональной целевой программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ярославской области» на 2004-2005 годы

1. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса


Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса является основным условием формирования нормальных экономических взаимоотношений в этом секторе экономики и предусматривает решение следующих задач:

инвентаризация, реструктуризация и ликвидация имеющейся задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса;

ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение стабильного и достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Анализ финансового положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства показывает, что их основными должниками предприятий являются бюджеты различных уровней, бюджетные организации, другие потребители, при этом в меньшей степени - население. Размеры существующей задолженности и отсутствие перспектив ее сокращения делают невозможными не только привлечение инвестиций в эту сферу, но и проведение структурных преобразований, связанных с демонополизацией и развитием конкурентных отношений. Поэтому первые меры по финансовому и экономическому оздоровлению жилищно-коммунального комплекса должны быть связаны с решениями по существующим долгам.

Для оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо реструктуризировать задолженность бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса и определить реальные и жесткие сроки ее ликвидации.

Для решения этой проблемы необходимо провести инвентаризацию задолженности и убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью подписания актов сверки задолженности со всеми кредиторами и дебиторами, а также определение размеров задолженности, признаваемой бюджетом и бюджетными организациями перед предприятиями ЖКХ.

После проведения инвентаризации задолженности провести частичное списание долгов и частичную реструктуризацию задолженности.

Признанная задолженность бюджетов и бюджетных учреждений перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса должна быть включена в расходную часть соответствующих бюджетов на весь срок реструктуризации.

Отдельного решения требует дебиторская задолженность населения. В ее составе отражается как текущая задолженность, возникающая вследствие разницы между датой начисления и датой платежа, так и просроченная задолженность, в том числе, безнадежная.

Необходимо дать право жилищно-коммунальным предприятиям списывать просроченную безнадежную дебиторскую задолженность по платежам населения, а также следует предусмотреть нормирование убытков от недобора платежей с населения, которое должно учитываться при формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Стабильное и достаточное финансирование предоставляемых жилищно-коммунальных услуг будет достигнуто путем обеспечения в бюджетной системе, а также у самих предприятий ЖКХ достаточного объема финансовых ресурсов. Основными мерами, которые приведут к обеспечению достаточного уровня финансирования, являются:

- переход на полную оплату потребителями (с учётом доходов населения);

- упорядочение механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;

- переориентация нерациональных расходов предприятий на цели модернизации и развития;

- упорядочение механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, создание эффективного механизма целевого использования составляющих тарифа (отчисления, прибыль и т.д.) на цели модернизации и развития.

При этом предполагается, что уровень собираемости платежей населения будет устойчиво сохраняться на уровне более 90%, что соответствует уже сегодня достигнутому во многих муниципальных образованиях области.

Достаточность финансового обеспечения на оплату жилищно-коммунальных услуг будет обеспечена путем реализации принципа полного возмещения затрат. Тариф для конечного потребителя должен складываться как сумма цен работ всех участников цепочки предоставления услуг. При этом цены отдельных участников этого процесса могут быть как регулируемыми, так и определяться на рынке.

Необходимо проведение независимых комплексных аудитов и экспертиз деятельности предприятий коммунального хозяйства (естественных локальных монополистов) с целью выявления нерациональных затрат в структуре тарифов и оптимизации расходов предприятий.

Предоставление коммунальных услуг любым потребителям, включая бюджетные организации, должно происходить только на основе договорных отношений. В случае неоплаты предоставленных коммунальных услуг бюджетными организациями должна признаваться кредиторская задолженность бюджета перед коммунальными предприятиями, учитываемая при планировании бюджета следующего года.

Соблюдение муниципальными образованиями федерального стандарта уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги будет также использоваться в качестве одного из критериев и условий распределения средств федерального, областного бюджетов, направляемых на цели модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса.

Переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства и безусловному обеспечению текущих финансовых потребностей этой сферы обусловливает новые требования к механизму межбюджетных отношений.

При определении финансовой помощи конкретным муниципальным образованиям должна учитываться потребность в средствах на финансирование ЖКХ по установленным нормам и стандартам, расходы на компенсацию выпадающих доходов предприятиям-поставщикам услуг для населения, а также обеспеченность муниципального округа собственными доходами для выполнения вышеуказанных функций.