Действующий

О региональной целевой программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ярославской области» на 2004-2005 годы

2. Обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг


В соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» в области действует система социальной защиты населения при переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Малоимущим категориям граждан предоставляются адресные субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг (далее именуются - жилищные субсидии).

Кроме того, более 40 категориям граждан предоставляются льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Опыт показывает, что компенсировать предоставление льгот из федерального бюджета и бюджетов территорий в полном объёме не представляется возможным.

Многие предприятия жилищно-коммунального хозяйства не получают указанных компенсаций, в связи с чем несут огромные финансовые потери.

Сохранение сложившегося положения с предоставлением льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг ставит под угрозу устойчивость функционирования жилищно-коммунального хозяйства, возможность поддерживать параметры качества предоставления услуг. Все это диктует необходимость внесения коренных изменений в систему предоставления льгот и субсидий.

Новый подход предполагает полный отказ от дотирования коммунальных предприятий и переход к адресным жилищным субсидиям.

Основным принципом совершенствования системы оплаты жилищно-коммунальных услуг является социально и экономически обоснованное распределение адресных субсидий в соответствии с доходами семей, то есть субсидии будут предоставляться нуждающимся, а не всем группам населения, как это происходит сегодня через механизм дотирования предприятий.

В дальнейшем предполагается перевести основные льготы по оплате ЖКУ в категорию субсидий. Денежная компенсация социальных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг будет осуществляться в форме адресной субсидии только для носителей льгот путём снижения размера федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов этих граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в его доходе (на 5-7% ниже установленного федерального стандарта).

Размер жилищной субсидии для всех категорий получателей (наниматели, собственники, члены жилищно-строительных кооперативов) должен зависеть от размера совокупного дохода семьи и рассчитываться как полная компенсация разницы между установленным в данном населенном пункте размером платы для нанимателей жилых помещений по договору социального найма в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и максимально допустимым размером собственных расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, определяемым на основе установленной предельно допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи.

При этом необходимо усовершенствовать методику расчета совокупного дохода семьи, учитываемого при определении суммы жилищных субсидий. В результате перехода от дотаций производителям жилищно-коммунальных услуг и предоставления льгот по оплате этих услуг отдельным категориям граждан к системе адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в зависимости от совокупного дохода семьи на основе заявительного принципа возникают новые требования к механизму межбюджетных отношений.

При переходе к полной оплате (с учётом доходов населения) стоимости жилищно-коммунальных услуг потребителями адресные жилищные субсидии становятся основной формой бюджетных средств, направляемых на обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг.

Конечной целью является создание системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться средства, предусмотренные на все виды адресной социальной помощи государства, в том числе на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и жилищные субсидии.