И, всё же, несмотря на положительные изменения, произошедшие за эти годы, процесс реформирования идёт медленнее, чем планировалось, не всё намеченное программами удалось реализовать в полном объёме. Положение дел в отрасли остаётся тяжелым.
В начале предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация как в целом по стране, так и в Ярославской области, не позволила завершить этот переход.
Уровень платежей населения к стоимости жилищно-коммунальных услуг, хотя постепенно и увеличивался, но не достиг величины, предусмотренной Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, областной и муниципальными программами реформирования.
Продолжает нарастать комплекс нерешённых проблем, основными из которых являются: высокая зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций; значительный объём недофинансирования отрасли.
Имеют место неудовлетворительное финансовое положение предприятий; в ряде случаев высокая затратность и отсутствие экономических стимулов снижения издержек; перекрёстное субсидирование, когда промышленные предприятия компенсируют существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения; старение производственных мощностей, интенсивный износ и выбытие инфраструктуры; большие потери энергии, воды и других ресурсов.
Запас прочности в жилищно-коммунальном хозяйстве уже, практически, исчерпан и то, что, во время осенне-зимнего отопительного сезона большинство аварий было своевременно ликвидировано, нисколько не умаляет серьёзности проблемы.
По причине недостатка в финансах и физического износа основных средств большинство предприятий ЖКХ области работают не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме, что обходится втрое вчетверо дороже.
В условиях нестабильного и недостаточного финансирования не представилось возможным осуществить перевод отрасли на систему полноценных договорных отношений. Эта же причина затрудняет развитие конкурентной среды.
Действующая система дотирования жилищно-коммунальных предприятий приводит к ситуации, в которой дотации и льготы получают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами.
Качество предоставляемых услуг практически не улучшается.
В целях решения накопившихся в отрасли проблем, разработки комплекса мер по выводу жилищно-коммунального хозяйства из кризисного состояния и обеспечения его перехода к новой модели устойчивого функционирования и разработана настоящая Программа.
Отличительной особенностью Программы является то, что она, прежде всего, базируется на муниципальных программах реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2002-2010 годы, а также то, что в Программу впервые включены мероприятия не только по реформированию, но и по модернизации.
Конечной целью программы должно стать повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надёжность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.