ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2003 года N 64-а
О территориальной программе государственных гарантий оказания жителям Ярославской области
бесплатной медицинской помощи
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2001 N 550 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» Администрация области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Территориальную программу государственных гарантий оказания жителям Ярославской области бесплатной медицинской помощи (далее Программа) и считать её составной частью программы социально-экономического развития Ярославской области на 2000-2003гг. «От выживания к благополучию».
2. Утвердить прилагаемое экономическое обоснование Программы.
3. Утвердить прилагаемый перечень медицинских и иных услуг, оказываемых на возмездной основе за счет средств предприятий, учреждений, организаций, личных средств граждан и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
4. Департаменту экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области (Абросимова И.В.) при корректировке областного бюджета на 2003 год совместно с департаментом финансов области (Федоров А.П.) включить Программу в перечень областных программ, финансируемых в 2003 году за счет средств областного бюджета, утвержденного Законом Ярославской области от 31.12.2002 N 82-з «Об областном бюджете на 2003 год».
5. Департаменту здравоохранения и фармации Администрации области (Осинцев В.Н.) в установленном порядке финансировать мероприятия Программы за счет средств, предусмотренных Законом Ярославской области от 31.12.2002 N 82-з «Об областном бюджете на 2003 год» по подразделу «здравоохранение».
6. Рекомендовать Территориальному фонду обязательного медицинского страхования в установленном порядке обеспечить финансирование Программы обязательного медицинского страхования жителей Ярославской области.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований обеспечить в установленном законом порядке финансирование Программы.
8. Департаменту здравоохранения и фармации Администрации области (Осинцев В.Н.) и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования (Воскресенская Н.В.) провести в 2003 году эксперимент по переходу на систему взаиморасчетов между страховыми медицинскими организациями и лечебно-профилактическими учреждениями по способу оплаты «законченный случай» за оказанную медицинскую помощь в стационаре.
9. Департаменту здравоохранения и фармации Администрации области (Осинцев В.Н.) и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования (Воскресенская Н.В.) совместно с департаментом финансов области (Федоров А.П.) разработать до 15 июля 2003 года механизм и необходимую нормативную базу по оптимизации соотношения бюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования в финансировании территориальной программы государственных гарантий оказания жителям Ярославской области бесплатной медицинской помощи.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Скороходову И.И.
Первый заместитель
Губернатора области
В.А. Ковалев
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
государственных гарантий оказания жителям ярославской области бесплатной медицинской помощи
на 2003 год
Наименование Программы | - Территориальная программа государственных гарантий оказания жителям Ярославской области бесплатной медицинской помощи (далее Программа) | ||
Основание разработки Программы | - Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1, Закон Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.98 N 1096 «Об утверждении программы государственных гарантий гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи». | ||
Государственный заказчик | - Администрация области | ||
Основные разработчики Программы | - департамент здравоохранения и фармации Администрации области (директор - Осинцев В.Н.), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области (исполнительный директор - Воскресенская Н.В.) | ||
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | - создание единого механизма реализации конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества на территории области | ||
Сроки и этапы реализации Программы | с 01.01.2003 по 31.12 .2003 | ||
Перечень подпрограмм или разделов: | 1. Описание проблемы и обоснование её актуальности | ||
Исполнители подпрограмм | - департамент здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области | ||
Общая стоимость Программы | 3225,2млн. рублей | ||
в том числе | 708,4 млн. рублей | ||
средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области | 964,9 млн. рублей | ||
средства бюджетов муниципальных образований | 1550,3 млн. рублей | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | стабилизация показателей общей заболеваемости населения и снижение распространенности социально-значимой патологии; | ||
Ответственные лица для контактов, куратор Программы | Кротов Александр Вениаминович - заместитель директора департамента здравоохранения и фармации Администрации области, |
В настоящее время происходит ухудшение состояния здоровья населения области: остается высокой заболеваемость, ухудшается демографическая ситуация, в 2,4 раза уровень смертности превышает уровень рождаемости.
Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают в полном объеме население бесплатными медицинскими услугами.
При самых благоприятных условиях (выполнение обязательств государственного бюджета области по взносам на обязательное медицинское страхование, привлечение дополнительных источников финансирования) финансовых ресурсов для обеспечения бесплатности всех видов медицинской помощи будет недостаточно.
В условиях несбалансированности финансирования ограничиваются возможности развития полноценных договорных отношений между финансирующей стороной и учреждениями здравоохранения и, следовательно, повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи. Тем самым нарушаются необходимые условия осуществления реформы здравоохранения.
В сложившейся ситуации большое значение имеет обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения, проведение инвестиционной политики, совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой.
Главная задача - разработка и исполнение Территориальной программы государственных гарантий по оказанию жителям бесплатной медицинской помощи на территории области как одной из основ планирования здравоохранения, реализации целей и задач государственной политики в сфере здравоохранения.
Эта Программа должна утверждаться одновременно с выделением соответствующих финансовых ресурсов.
Принцип утверждения программы с гарантированным финансовым обеспечением означает, что при нехватке средств следует менять объем государственных гарантий и искать внебюджетные источники финансирования.
Данная Программа служит основой для формирования муниципальных программ и их финансирования на муниципальных уровнях.
Контроль за исполнением настоящей Программы должны осуществлять органы исполнительной власти, что послужит повышению эффективности деятельности организаций здравоохранения Ярославской области.
Для реализации Программы необходимо привлечение ведомственных организаций здравоохранения, частных медицинских организаций, что позволит эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, реализовать принципы равенства прав всех граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
2.1. Целью настоящей Программы является:
- создание единого механизма реализации конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества на территории области.
2.2. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- создание единой системы планирования и финансирования медицинской помощи;
- обеспечение соответствия обязательств Администрации области по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;
- повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения области.
3.1. Программа включает в себя мероприятия по оказанию медицинской, лекарственной помощи за счет областного бюджета и бюджетов муниципальных образований и средств обязательного медицинского страхования в объемах, предусмотренных клиническими рекомендациями по стандартам медицинской помощи, которые утверждаются департаментом здравоохранения и фармации Администрации Ярославской области.
Жителям Ярославской области в рамках Программы бесплатно предоставляются:
а) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами, отравлениями, осложнениями беременности и при родах;
б) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению, включая наблюдение здоровых детей), диагностике (в том числе в диагностических центрах) и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах и в стационарах на дому амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений);
в) стационарная помощь:
- при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемическим показаниям;
- при патологии беременности, родах и абортах;
- при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях;
- при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в стационарах (отделениях, палатах) дневного пребывания больничных учреждений.
При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ярославской области.
3.2. Основными принципами формирования Программы являются:
- обоснование потребности населения области в медицинской помощи, исходя из особенностей демографического состава, уровней и структуры заболеваемости населения;
- обеспечение соответствия гарантируемых объемов медицинской помощи имеющейся потребности, федеральным нормативам и стандартам оказания медицинской помощи;
- обоснованность необходимых материальных, кадровых и финансовых затрат на соответствующую единицу объема медицинской помощи;
- соответствие объемов медицинской помощи мощности организаций здравоохранения;
- сбалансированность объемов, структуры гарантированной медицинской помощи и необходимой для их реализации объемов финансирования из различных источников;
- повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения за счет:
а) комплексного территориального планирования сети организаций здравоохранения, основанного на реальной потребности населения в оказании медицинской помощи;
б) внедрения ресурсосберегающих медицинских технологий.
4.1. Контроль за реализацией Программы осуществляют органы исполнительной власти всех уровней в порядке, установленном законодательством Ярославской области.
4.2. Оценка эффективности и социально-экономические последствия от реализации Программы.
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья населения.
Осуществление Программы обеспечит конституционное право жителей области на бесплатную медицинскую помощь
4.3. Ожидаемый конечный результат реализации Программы.
Реализация Программы позволит:
- стабилизировать показатель общей заболеваемости населения, снизить распространенность социально-значимой патологии;
- уменьшить показатель общей и младенческой смертности от управляемых причин;
- сократить сроки лечения, а также снизить уровень нетрудоспособности населения, что будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на лечение и выплату пособий по больничным листкам и инвалидности;
- уменьшить расходы на оказание дорогостоящей стационарной помощи при использовании стационаров дневного пребывания;
- расширить объем использования отечественных лекарственных препаратов.
Наименование ресурсов | Единица измерения | Потребность на 2003 год | |||
Материально-технические ресурсы | |||||
Трудовые ресурсы | |||||
Финансовые ресурсы: | млн. руб. | 3225,2 | |||
областной бюджет | млн. руб. | 708,4 | |||
внебюджетные источники | млн. руб. | 964,9 | |||
государственная поддержка из бюджетов других уровней: | |||||
федеральный бюджет | |||||
бюджеты муниципальных образований области | млн. руб. | 1550,3 | |||
Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие в зависимости от особенностей программы) |