ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2006 года N 701
В целях повышения эффективности реализации на территории Ярославской области приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и губернаторской целевой программы «Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования»
постановляю:
1. Внести изменение в постановление Губернатора области от 16.05.2006 N 401 «О губернаторской целевой программе «Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования» на 2006 - 2007 годы», изложив губернаторскую целевую программу «Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования» на 2006 - 2007 годы», утвержденную указанным постановлением, в новой редакции (прилагается).
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Блатова В.Ю.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
А.И. Лисицын
Губернаторская целевая программа «Государственная поддержка граждан, проживающих
на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования»
на 2006 - 2007 годы
Наименование Программы | губернаторская целевая программа «Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования» (далее - Программа) |
Основание разработки Программы | приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» |
Государственный заказчик Программы | Администрация области в лице департамента экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области |
Основной разработчик Программы | департамент экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области |
Цель и задачи Программы | улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории Ярославской области, путем формирования эффективного механизма государственной поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов |
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации Программы | - количество семей, улучшивших жилищные условия при поддержке областного бюджета; |
Сроки и этапы реализации Программы |
|
Объемы и источники финансирования Программы | общая потребность в финансовых средствах - 1000 млн. рублей, в т.ч: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - формирование системы государственной поддержки граждан при приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов; |
Ответственные лица для контактов | - Ананьева Наталия Дмитриевна - первый заместитель директора департамента экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области, тел. 32-88-05; |
Наименование ресурсов | Единица | Потребность | ||
всего | 2006 г. | 2007 г. | ||
Материально-технические ресурсы | ||||
Трудовые ресурсы | ||||
Финансовые ресурсы: | млн. рублей | 1000 | 300 | 700 |
- областной бюджет | млн. рублей | 100 | 30 | 70 |
- внебюджетные источники (кредиты банков и собственные средства граждан) | млн. рублей | 830 | 250 | 580 |
Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие в зависимости от особенностей Программы) |
* Предполагается привлечение средств из местных бюджетов на условиях софинансирования в сумме около 70 млн.рублей, из них в 2006 году - более 20 млн. рублей, в 2007 год - около 50 млн. рублей.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Жилищная проблема в России и в Ярославской области является одной из наиболее острых. К началу 2005 года площадь жилищного фонда области составила 29,3 млн. квадратных метров, средняя обеспеченность жилплощадью составила порядка 22 квадратных метров на одного жителя области. Однако около 30 тысяч семей состоят на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований области, в том числе около 4800 семей проживают в непригодных для проживания помещениях. Кроме того, большое количество семей, в т.ч. с детьми, по тем или иным причинам не состоят на учете в органах местного самоуправления, хотя тоже нуждаются в улучшении жилищных условий.
Значительный спрос на жилье и ограниченное предложение на рынке обуславливают высокие цены на жилье в регионе. В среднем за последние годы в области вводится немногим более 200 тыс. квадратных метров жилья, что в 4 раза ниже уровня конца 80-х годов прошлого века. Этого явно недостаточно для развития рынка жилья. Учитывая ограниченность собственных средств (сбережений), большинство граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не в состоянии самостоятельно решить эту проблему.
Одним из наиболее эффективных рыночных механизмов, обеспечивающих привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в сферу жилищного строительства, является ипотечное жилищное кредитование. Ипотека, являясь коммерческим инструментом, снимает с государства часть социального бремени и предоставляет возможность решить жилищную проблему гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В Ярославской области в настоящее время банковское ипотечное кредитование получило достаточно широкое распространение.
Однако отдельные категории граждан, имеющие возможность регулярно погашать платежи по ипотечному кредиту, не в состоянии внести всю сумму первоначального взноса за счет собственных сбережений. Именно для таких категорий граждан и предусмотрена государственная поддержка в рамках данной Программы, что позволит посредством областного бюджета помочь гражданам в приобретении жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов, улучшить жилищные условия и снизить социальную напряженность.
Целью Программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории Ярославской области, путем формирования эффективного механизма государственной поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов.
Основными задачами Программы являются:
- определение категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке при приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов;
- определение форм и условий государственной поддержки граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования;
- формирование эффективного механизма государственной поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов.
Программа реализуется в 2006 - 2007 годах.
Важнейшими индикаторами и показателями, позволяющими оценить ход реализации Программы, являются:
- количество семей, которые улучшат жилищные условия при поддержке областного бюджета - 1000, в т.ч. в 2006 году - 300 семей, в 2007 году - 700 семей;
- количество и объем ипотечных кредитов, которые будут выданы с использованием средств областного бюджета, - 1000 на сумму около 500 млн. рублей, в т.ч. в 2006 году - 300 кредитов на сумму около 150 млн. рублей, в 2007 году - 700 кредитов на сумму около 350 млн. рублей;
- площадь жилья, приобретенного (построенного) при использовании средств областного бюджета - около 50000 кв.м., в т.ч. в 2006 году - около 15000 кв.м., в 2007 году - около 35 000 кв.м.;
- количество муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) области, привлекаемых к реализации Программы в 2006 году - не менее 10, в 2007 году - 20.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- формирование системы государственной поддержки в сфере ипотечного жилищного кредитования граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- решение жилищной проблемы 1000 семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- стимулирование жилищного строительства - общее количество приобретенного (построенного) жилья составит более 50000 квадратных метров;
- привлечение в Программу внебюджетных средств (кредиты банков и собственные средства граждан) в размере 830 млн. рублей.
1. Государственная поддержка оказывается гражданам, при соблюдении следующих условий (далее - граждане / гражданин):
- регистрация и постоянное проживание на территории Ярославской области;
- признание нуждающимися в улучшении жилищных условий, т.е. обеспеченными жилыми помещениями ниже нормы предоставления жилья, установленной решением органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования области по месту жительства;
- наличие права на получение из средств местного бюджета субсидии на оплату части первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита.
2. Преимущественное право на государственную поддержку предоставляется многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей.
3. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
4. От семьи (одиноко проживающего гражданина), имеющей право на получение государственной поддержки при приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечных жилищных кредитов, допускается подача только одного заявления.
5. Государственная поддержка граждан, осуществляется путем предоставления субсидии на приобретение (строительство) жилья, направляемой на оплату части первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита, (далее - субсидия).
6. Государственная поддержка предоставляется по заявительному принципу и только при наличии положительного решения банка о возможности выдачи гражданину ипотечного кредита и положительного решения органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования области о выделении гражданину субсидии из местного бюджета. Порядок и условия предоставления субсидий из местного бюджета определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований области.
7. Право гражданина (членов семьи гражданина) на получение государственной поддержки в форме субсидии оформляется свидетельством установленного образца (приложение 1 к Программе). Свидетельство о праве на получение субсидии (далее - свидетельство) действительно в течение 4 месяцев и должно быть использовано до 31 декабря года, в котором было принято решение о его выдаче. В случае, если гражданин не воспользовался им в течение данного срока, свидетельство аннулируется. Аннулирование свидетельства не лишает гражданина права на повторное обращение за получением субсидии.
8. При возникновении у владельца свидетельства обстоятельств, потребовавших замены выданного свидетельства, он обращается в орган, выдавший свидетельство, с заявлением о выдаче заверенной этим органом копии свидетельства. В заявлении указываются обстоятельства, потребовавшие выдачи копии свидетельства с приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства. В случае смерти владельца свидетельства член его семьи обращается в орган, выдавший свидетельство, с заявлением о его замене.
9. Государственная поддержка граждан осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субсидий при условии софинансирования за счет средств местных бюджетов.
10. Субсидия предоставляется в размере не более 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с пунктом 18 данного раздела Программы. Доля средств областного бюджета в совокупном размере субсидии устанавливается для каждого муниципального образования Ярославской области дифференцированно, в зависимости от уровня обеспеченности бюджетов муниципальных образований собственными доходами, определяемого как соотношение суммы налоговых и неналоговых доходов к сумме всех доходов местного бюджета (по данным об исполнении бюджетов за 2005 год):
Доля налоговых и неналоговых доходов в сумме всех доходов бюджета муниципального образования области | Условия софинансирования | |
средства | средства | |
до 20 процентов: | 90 | 10 |
от 20 до 30 процентов: | 80 | 20 |
от 30 до 40 процентов: | 70 | 30 |
более 40 процентов: | 50 | 50 |
11. Расчет размера субсидии производится исходя из размера общей площади жилого помещения, определяемого согласно пункту 17 данного раздела Программы, и норматива стоимости 1 кв.м общей площади жилья по муниципальному образованию области.
12. Норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья для расчета размера субсидии по каждому муниципальному образованию области устанавливается соответствующим органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 13 данного раздела Программы и не может превышать размер средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Ярославской области, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилья по муниципальному образованию области для расчета размера субсидии, установленный соответствующим органом местного самоуправления, доводится до сведения государственного заказчика Программы не позднее 10 дней с момента его утверждения.