Обеспеченность градостроительной документацией, её качественная характеристика являются факторами устойчивого развития территорий муниципальных образований Ярославской области. Органы местного самоуправления муниципальных образований области должны содействовать эффективному использованию имеющихся ресурсов (в т.ч. недвижимого имущества), создавать условия для эффективного использования и развития территорий, активно способствовать привлечению инвестиций. Социально-экономическое развитие Ярославской области должно быть тесно увязано с правильной организацией её территории и территорий муниципальных образований. Для этих целей служит, в частности, территориальное планирование и градостроительное зонирование для определения мест размещения жилищной, коммунальной, социальной, промышленной, рекреационной и других инфраструктур с учетом всех имеющихся возможностей и ограничений.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, введенный в действие в 2004 году, определил принципиально новую политику градорегулирования на местах, а именно необходимость разработки документов территориального планирования, установив, что с 01 января 2008 года органами местного самоуправления не допускается принятие решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Статьей 17 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» определена необходимость разработки правил землепользования и застройки. С 01 января 2010 года при их отсутствии предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляться не будет. Также не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты. Это в свою очередь может привести к снижению инвестиционной привлекательности муниципальных образований области.
Сложившаяся в настоящее время в области система градорегулирования и землепользования недостаточно стимулирует привлечение частных инвестиций в строительную сферу, а главное - в жилищное строительство.
В настоящее время в составе Ярославской области находятся 112 муниципальных образований, в т.ч. 3 городских округа, 12 городских и 80 сельских поселений, на территории которых должны быть разработаны генеральные планы и правила землепользования и застройки. На сегодняшний день во всех муниципальных районах документы территориального планирования формально имеются. Это проекты районной планировки, выполненные проектными институтами в период с 1977 по 1981 годы. Все эти проекты были разработаны за счет областного бюджета. Сельские поселения располагают проектами планировки и застройки сельских населенных пунктов (в основном бывших центральных усадеб колхозов и совхозов), выполненными проектными институтами в 70-е-80-е г.г. прошлого века. Эти проекты, разработанные в период плановой экономики, определяли развитие территорий населенного пункта в соответствии с возможностями строительства на тот период, до сих пор многие решения в материалах проектов планировки остаются нереализованными, фактическая застройка территории, зачастую не соответствует их градостроительным решениям.
Практически все муниципальные образования области не имеют соответствующих требованиям законодательства правил землепользования и застройки и нуждаются в их разработке или корректировке. Так, из 17 муниципальных районов Ярославской области, только в двух муниципальных районах - Угличском и Большесельском - существуют правила землепользования и застройки, разработанные соответственно в 1973 году и в 2001 году, но данные документы уже не отвечают требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 года. Другие муниципальные образования планируют подготовку правил землепользования и застройки, но в связи с отсутствием средств в местных бюджетах на 2006 год эта работа не ведется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1394 «О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создании условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления» определены мероприятия в области государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления на 2006-2008 годы, в том числе и мероприятия в области градостроительной деятельности. При этом сроки исполнения мероприятий по разработке и внедрению методических рекомендаций по подготовке и утверждению органами местного самоуправления документов, касающихся территориального планирования поселений и муниципальных районов, разработке методических рекомендаций по внедрению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, определены только на IV квартал 2008 года. Разработанные модельные правила землепользования и застройки городского и сельского поселения, городского округа не учитывают специфики муниципальных образований области.
Необходимость своевременной подготовки градостроительной документации обусловлена и тем, что наличие градостроительной документации и правил землепользования и застройки является одним из условий участия Ярославской области в федеральных целевых программах, например, в подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой» в рамках Федеральной целевой программы «Жилище». Необходимым условием участия в данной подпрограмме является подготовка документации по планировке территории и правил землепользования и застройки. Градостроительный кодекс Российской Федерации не допускает подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования с 01 января 2008 года. Это означает, что в 2007 году муниципальными образованиями должна быть запланирована разработка документов территориального планирования: схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, нормативно-правового акта - правил землепользования и застройки.
В обязанности органов исполнительной власти области входит осуществление необходимых мер содействия устойчивому развитию территорий муниципальных образований, существенно необходимых для создания благоприятных условий жизнедеятельности человека, обеспечения рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Кроме того, грамотное зонирование и упорядочение землепользования и застройки территорий муниципальных образований позволит остановить развернувшийся процесс неконтролируемой скупки земель сельскохозяйственного назначения без перевода их в земли поселений и самовольной их застройки.
В целях обеспечения комплексного решения данной проблемы одновременно по всем вышеперечисленным направлениям, для достижения устойчивого развития территорий муниципальных образований Ярославской области, их территориального и градостроительного зонирования для развития строительства возникла необходимость финансовой поддержки муниципальных образований Ярославской области, требуется применение программно-целевого метода, обеспечивающего поэтапное достижение поставленной цели, увязку бюджетных финансовых ресурсов с максимальной управляемостью и контролем результативности мероприятий.