В концепции под стимулированием энергосбережения понимается совокупность мер административного воздействия и экономического поощрения хозяйствующих субъектов. К мерам административного воздействия относятся: принятие и обеспечение соблюдения на территории области прогрессивных энергосберегающих строительных норм и правил; лимитирование топливо-энергопотребления бюджетными организациями. К мерам экономического поощрения относятся: полное или частичное финансирование энергосберегающих мероприятий, включенных в областной или муниципальные целевые планы; материальное поощрение предприятий и организаций, инициативно внедряющих энергосберегающие мероприятия, на основании специальных положений.
7.1. План разработки и этапы обязательного применения прогрессивных энергосберегающих региональных строительных норм и правил на территории Ярославской области
Разработка территориальных прогрессивных энергосберегающих строительных норм и правил, обязательное и последовательное их применение в новом строительстве, при реконструкциях и капитальных ремонтах зданий и сооружений гражданского назначения, инженерных коммуникаций является принципиально важным условием стимулирования энергосбережения для всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности. Это направление деятельности обеспечивает ускоренное «переодевание области в энергосберегающие одежды».
Ответственность за разработку и принятие строительных норм и правил возложена на департамент строительства Ярославской области.
Ответственность за их применение несут заказчики проектов, проектные организации, подрядные строительные организации.
Контроль осуществляют органы архитектуры и вневедомственная государственная экспертиза на стадиях согласования и экспертизы проектов, органы архитектурно-строительного надзора и территориальное управление Госэнергонадзора по Ярославской области при целевых плановых проверках вновь строящихся, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий, сооружений и инженерных коммуникаций, а также на стадии приемки их в эксплуатацию.
Разработаны и подлежат применению на территории Ярославской области следующие территориальные строительные нормы и правила.
1. ТСН 301-23-98-ЯО «Теплозащита зданий жилищно-гражданского назначения». Нормы распространяются на здания и сооружения жилищно-гражданского назначения (жилые дома, детские общеобразовательные школы, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома и детские приемники-распределители, больницы, клиники, стационары и госпитали, диспансеры и амбулаторно-поликлинические учреждения, детские сады, ясли, родильные дома, дома ребенка и другие общественные здания с нормируемой температурой и относительной влажностью внутреннего воздуха), начатые строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) в период с 01.01. 1999 по 01.01.2001
2. ТСН 301-23-2000-ЯО «Теплозащита зданий жилищно-гражданского назначения». Нормы распространяются на здания жилищно-гражданского назначения, а также на здания административных, проектных и общественных организаций, начатые строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) после 01.01.2001. Нормы соответствуют второму этапу повышения энергоэффективности зданий.
Поскольку на практике нормы ТСН 301-23-98 и ТСН-301-23-2000 работают только применительно к вновь строящимся объектам, прорабатывается вопрос об обязательной экспертизе всех объектов реконструкции и капитального ремонта на предмет соответствия ТСН 301-23-2000 в Межведомственной экспертизе, а также регистрации этих объектов в органах ГАСН.
Территориальные строительные нормы и правила подлежат обновлению по мере появления на рынке товаров и услуг новых энергосберегающих материалов и технологий, а также по мере наращивания экономического потенциала хозяйствующими субъектами на территории Ярославской области.
Все строящиеся здания, сооружения, инженерные коммуникации с 2003 года должны перед вводом в эксплуатацию пройти энергетическую паспортизацию.
Все реконструируемые и капитально отремонтированные здания, сооружения и инженерные коммуникации с 2004 года перед вводом в эксплуатацию должны пройти энергетическую паспортизацию.
Стоимость энергоаудита, оформление энергетического паспорта включаются в смету затрат на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт. Основание: постановление Правительства РФ N 1087, пункт 4 от 02.11.1995
7.2. Положение об установлении лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов организациями, финансируемыми из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований
Лимитирование основано на «Методике формирования лимитов потребления энергии организациями, финансируемыми из бюджета», разработанной Главгосэнергонадзором России и учитывает только необходимость рационализации энергопотребления и снижение бюджетных расходов на топливо-энергоснабжение. На данном этапе по причине неактуальности положение не учитывает порядок лимитирования энергопотребления по условию физического недостатка топливно-энергетических ресурсов. Положение утверждено постановлением Администрации Ярославской области ______
7.3. Положение об экономическом стимулировании энергосбережения в организациях, финансируемых из областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и в организациях жилищно-коммунального хозяйства
Принципиально важной частью концепции является создание и внедрение на практике механизмов экономического стимулирования организаций и материального поощрения работников, активно внедряющих энергосберегающие мероприятия. С этой целью разработано Положение об экономическом стимулировании энергосбережения в организациях, финансируемых из областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и в организациях жилищно-коммунального хозяйства с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.98 N 588.
7.4. Положение об экономическом стимулировании энергосбережения на предприятиях и в организациях смешанной и частной форм собственности
Данное положение подлежит разработке в 2002 году с вводом в действие с 01.01.2003.
Разработчик: Региональная энергетическая комиссия - департамент топлива и энергетики Ярославской области, Экономический совет области, Управление Госэнергонадзора по Ярославской области, Торгово-промышленная палата.
Экономическое стимулирование таких предприятий может быть организовано из согласованных и принятых совместным решением правил политики энергосбережения, например, по трем условиям.
1. Проведение на предприятии, в организации энергоаудита в установленные Администрацией области сроки.
2. Согласование (или заявление) каждым предприятием, организацией годовых объемов энергопотребления с РЭК.
3. Обязательное выполнение требований по разделу 6.1.
Качественное исполнение условий и обязательств стимулируется экономически, например, через пониженные тарифы на энергию.
За неисполнение условий и обязательств следуют экономические санкции с различными уровнями жесткости. Например: установление «проштрафившемуся» повышенных тарифов на электрическую и тепловую энергию на период до устранения нарушения; средства от повышенной доли перечисляются энергоснабжающей организацией в Фонд энергосбережения на финансирование мероприятий по планам энергосбережения.
7.5. Финансирование мероприятий энергосбережения