Действующий

Об утверждении Концепции политики энергосбережения в Ярославской области на 2002 - 2003 годы и до 2005 года

Раздел 4.
Потенциал и основные направления энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве

Тарифная политика

Экономика предприятий и организаций, работающих в системе жилищно-коммунального хозяйства, отличается от экономики прочих хозяйствующих субъектов тем, что тарифы на их продукцию или услуги устанавливаются исполнительными органами власти области или муниципальных образований. Под давлением социально-экономической ситуации в стране и области тарифы не всегда устанавливаются на уровне, обеспечивающем самоокупаемость предприятий. Образующиеся разрывы в финансовой обеспеченности закрываются финансовыми или натуральными дотациями из муниципальных или областного бюджетов. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства оказывают услуги (поставляют продукцию) не только населению и бюджетным организациям, но и прочим хозяйствующим субъектам. Если тариф на определенную продукцию предприятия ЖКХ единый, то бюджетные дотации в конечном итоге распространяются не только на население (что и является побуждающим фактором установления заниженного тарифа), но и на прочие хозяйствующие субъекты. Такое положение ведет к распылению бюджетных средств.

Для обеспечения социальной направленности тарифной политики в энергоемких предприятиях жилищно-коммунального хозяйства (котельные, водоканалы) рекомендуется со второго полугодия 2002 года при установлении тарифов руководствоваться следующими принципами:

1. Предприятию устанавливается тариф, обеспечивающий его хозяйственную деятельность с нормативной рентабельностью.

2. По этому тарифу за продукцию (услуги) с предприятием рассчитываются все хозяйствующие субъекты.

3. При необходимости для населения устанавливается пониженный тариф на уровне, обеспечивающем компенсацию выпадающих доходов предприятиям ЖКХ дотациями из бюджетов.

Потенциал энергосбережения

В соответствии с принятой схемой отражения топливно-энергетического баланса области в жилищно-коммунальном хозяйстве имеются две группы предприятий. Одна: производители и поставщики теплоэнергии, другая группа: потребители топлива, электро- и теплоэнергии. К первой группе относятся предприятия муниципальной или областной собственности, содержащие коммунальные котельные и тепловые сети от них. В концепции под коммунальной котельной понимается котельная, обеспечивающая теплом помимо собственной организации хотя бы еще одно стороннее юридическое лицо или жилой фонд. Таких котельных в области в 2000 году работало 841 (на 01.11.2001 - 826). Израсходовано топлива 1359 тыс. тут. Затраты топливно-энергетических ресурсов на производство тепловой энергии и ее транспортировку составили 343,8 тыс. тут. Доставлено теплоэнергии потребителям 7106,4 тыс. Гкал.

Реально устранимые потери в коммунальных котельных в период 2002-2005 годов оцениваются в размере 30 тыс. тут на сумму около 25 млн. руб.

По второй группе предприятий ЖКХ надежные статистические данные отсутствуют. Потенциал энергосбережения по этой группе учтен в соответствующих показателях по категории «Иные хозяйствующие субъекты».

Разработка и системная реализация энергосберегающих мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве области ведется с 1997 года.

Направления энергосбережения


1. Организационные и дисциплинирующие мероприятия.

1.1. Работа с работниками жилищно-коммунального хозяйства и с населением по недопущению бесхозяйственного отношения к использованию топлива, электрической и тепловой энергии.

1.2. Установка приборов учета энергоресурсов, в первую очередь, на границах раздела балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию ведомственных сетей и объектов ЖКХ.

1.3. Лимитирование, нормирование, учет, контроль, анализ расхода топливно-энергетических ресурсов.

1.4. Проведение энергоаудита объектов ЖКХ с оформлением энергетических паспортов.

2. Направления по сбережению электроэнергии

2.1. Рационализация электрической сети в зданиях и сооружениях ЖКХ.

2.2. Рационализация электроосвещения и переход на высокоэффективную осветительную аппаратуру.

2.3. Применение автоматизированных систем управления и регулируемого привода насосных агрегатов в системах тепло-водоснабжения.

2.4. Оснащение электромеханических систем и устройств электроприводом расчетной мощности.

2.5. Рационализация принудительной вентиляции, кондиционирования и электрокалориферного подогрева воздуха.

2.6. Отказ от электроотопления и от электронагрева воды в экономически оправданных случаях.

3. Направления сбережения топлива и тепловой энергии

3.1. Организация приема, складирования и хранения твердого и жидкого топлива, исключая его потери.

3.2. Перевод котельных на более дешевые виды топлива (при наличии технической возможности - на газ, в экономически обоснованных случаях - на дрова).

3.3. Замена физически и морально устаревших котлов на современные, более экономичные.

3.4. Децентрализация теплоснабжения зданий в экономически обоснованных случаях.